joomla templates РСК

Российский Союз строителейlogo

Стройкомплекс - зеркало экономики

  • PDF
DSC_0045

Директор Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ Максим Соколов высказал в интервью журналу «РСК» свой взгляд на проблемы строительной отрасли и экономики страны в целом.


«РСК»: Существуют разные мнения по поводу того, как наша экономика выходит из кризиса. Как это происходит по вашей оценке – тяжело или достаточно динамично и вполне успешно? И какое место в числе других отраслей занимает в этом процессе строительная сфера?


– Будучи не только оптимистом, но и обладая немалой и разнообразной информацией о ситуации в стране, я абсолютно уверен, что наша экономика критический отрезок своего развития уже преодолела. Мы ощутили еще не все последствия кризиса, и сейчас скорее находимся в его завершающей стадии, но эта стадия переходит в стадию нового экономического роста. И это не просто личное убеждение или попытка как-то приукрасить ситуацию. Цифры говорят, что мы лучше, увереннее многих стран, включая страны «большой восьмерки», выходим из экономического спада. Начиная с июля 2009 г., у нас возобновился экономический рост. В 2010 г. ВВП России увеличился на 4%. – это самый высокий показатель среди всех стран «восьмерки». В текущем году мы прогнозируем рост на 4,2%.


Конечно, показатели могли бы быть и лучше. Сравнение с экономикой Китая, другими странами БРИКС, говорит об этом. Уже в 2009 г. Китай показал экономический рост на уровне 9,2%, а в 2010 г. – 10,3%. Кризис привел к сокращению экономики Бразилии на 0,24%, но в 2010 г. страна добилась интенсивного восстановления экономики и рост составил 7,5%.


Однако надо объективно видеть свое место и точно позиционировать себя в современной экономической системе. Россия, в отличие от других стран, продемонстрировала лучшие показатели в деле восстановления экономики, не снижая при этом социальной ориентированности своей политики. Это было не просто, особенно когда серьезным образом сокращались и производственные программы, и налоговые поступления в бюджет. Но за счет продуманной финансовой политики и антикризисных мер, которые предпринимались Правительством РФ во всех отраслях промышленности, нам удалось преодолеть негативные последствия кризиса. Уверен, что 2012 г. будет годом выхода экономики на докризисные позиции.


Относительно строительной отрасли. Я всегда, еще с 1990-х гг., придерживался мнения, что строительство – подлинный локомотив экономики. И не только потому, что оно аккумулирует финансовые и инвестиционные потоки, а на одного занятого в этой сфере приходится примерно 10 работающих в обслуживающих и смежных отраслях. Строительство может и должно являться отраслью, где активно развиваются инновационные технологии. Это относится и к процессу сооружения гражданских и промышленных объектов, и к сфере производства строительных материалов, и к вопросам обслуживания зданий.


Строительная отрасль отражает состояние инвестиционной привлекательности страны: через стройкомплекс так или иначе проходят все инвестиции – и в промышленность, и в другие сферы. Все завязано на строительстве. Оно является именно той отраслью, которая связывает и вступает во взаимодействие со всеми отраслями, с любыми инвестиционными проектами.


Стройка – высоко конкурентная отрасль, здесь очень активная конкурентная среда. Сегодня на базе этой среды создана система саморегулирования. Столь эффективной и разветвленной системы у нас нет ни в одной отрасли промышленности. И это имеет огромный смыл, поскольку наша задача – создать механизмы, способные самостоятельно регулировать рыночные процессы, происходящие в разных отраслях экономики.


Стройкомплекс является отражением всей российской экономики. Ему присущи как ее достоинства, так и недостатки. Например, высокий уровень монополизации. Однако стройка безусловно относится к тем отраслям, которые толкают экономику вперед.


«РСК»: Вы считаете, что меры господдержки сегодня достаточны для успешного развития отрасли в целом?


– Я считаю, что Правительство РФ должно заниматься созданием благоприятной среды для развития бизнеса в этой сфере. А поскольку создана конкурентная среда, то и меры поддержки должны осуществляться и через самонастраивающиеся механизмы, и через создание благоприятных условий. Распоряжение Правительства РФ №982-р, в котором прописан план по снятию административных барьеров, является лучшим катализатором процесса. А та программа и идеология, которые одобрены Правительством РФ и разработаны Минрегионом России с учетом развития всех секторов отрасли, являются важным стимулом для развития инвестиционных процессов и строительства.


«РСК»:  Неоднократно озвучивались планы в отношении объемов сдачи жилья на ближайшие годы. Получается, что в 2015 г. объемы должны быть увеличены в 1,5 раза. Эта задача реалистична – с точки зрения не только темпов строительства, но и состояния обслуживающего стройку производства стройматериалов?


– Минрегион России (и мы в Правительстве РФ активно поддерживаем его работу) сегодня старается гармонизировать все отрасли, в том числе и стройиндустрию, для решения этой задачи. И такая система выстраивается. По всем нашим стратегическим документам получается, что это синхронизировано с выполнением других задач – по развитию инженерных систем и коммуникаций, производству стройматериалов, утверждению схем территориального планирования, генпланов муниципальных образований. Все складывается в единую и сбалансированную стратегию.


«РСК»: От представителей бизнеса часто приходится слышать, какие большие надежды они возлагают на проекты государственно-частного партнерства. Однако бизнес же и сетует на то, что такие проекты часто недофинансируются со стороны бюджетов. Как будут преодолеваться такие проблемы?


– Государственно-частное партнерство – это сложный процесс. ГЧП – это дорога с обоюдным движением. Процесс потому и называется партнерством, что в его основе – тонкий и сбалансированный механизм выполнения обязательств, распределения рисков между государством и бизнесом. Могу сказать, что с учетом кризисной ситуации вопросы выполнения обязательств возникали и к одной стороне, и к другой. А вообще классических проектов ГЧП в России еще очень мало, пальцев одной руки хватит, чтобы все пересчитать. Однако важно, что процесс пошел – не только на федеральном уровне, но и на региональном. Законы о государственно-частном партнерстве, регулирующие его гораздо шире, чем Федеральный закон «О концессионных соглашениях», приняты на региональном уровне более чем в 20 субъектах Федерации. Это показывает, что регионы нуждаются в таких проектах.


«РСК»: Часто ли вам приходится видеть удачные проекты в промышленной сфере, сфере строительства в разных краях и областях России? Что больше всего запомнилось?


– В течение полутора лет я ни разу не был за рубежом, зато много ездил по регионам. И это было очень интересно! Порадовало, что в ряде субъектов РФ созданы очень профессиональные команды, способные не только привлекать инвестиции, но и создавать условия для роста – роста уровня жизни, в первую очередь. Ведь любая экономика должна быть нацелена на повышение благосостояния того государства, в рамках которого она функционирует. Мое знакомство с такими командами является самым сильным впечатлением за время работы в Правительстве. А если есть команды, будут и проекты.


Так, успешные девелоперские проекты развиваются в Кировской области. Если говорить о применении новых технологий, то следует отметить опыт Архангельской и Вологодской областей в сфере энергоснабжения. Целые районы обеспечиваются энергией за счет отходов от деревообработки! Это должно заставить задуматься наших монополистов, которые выставляют весьма жесткие условия по присоединению к сетям: уже появляется альтернатива их услугам.


Яркий пример возрождения на новом уровне – Нижний Новгород, где возобновлено производство конкурентоспособных автомобилей разного класса на Горьковском автозаводе.


«РСК»: Недавно состоялась конференция по созданию индустриальных парков в России. Прозвучала такая мысль: иностранные бизнесмены открывают у нас технопарки, то есть развивают промышленную сферу, а российский бизнес склонен вкладывать деньги исключительно в объекты недвижимости за рубежом. Как бы вы это прокомментировали?


– Я бы не согласился с абсолютизацией такого тезиса. Что касается инфраструктуры индустриальных и технопарков, то такие проекты в самых различных отраслях промышленности с участием отечественного капитала успешно реализуются в Ивановской, Калужской областях, Санкт-Петербурге и других регионах. Если же говорить о насыщении парков объектами производства, то как раз хорошо, что идет процесс обмена технологиями, привлечения западных компаний, локализации производств. Мы как раз и нацелены на то, чтобы Россия была самодостаточным и сильным в экономическом плане государством, чтобы она на своей территории производила многие и многие компоненты продукции высокого передела, а не была сырьевым придатком. Да, существует отток капитала. Но есть уже и поток реинвестирования. Деньги, вывезенные на Запад, начинают возвращаться в нашу страну.


«РСК»: Каковы ваши прогнозы по поводу развития страны на ближайшие годы?


– Мой прогноз – умеренно оптимистичный. Я думаю, что нас ждет динамичное развитие с выходом на двукратный рост производительности труда к 2020 г., что является важнейшим показателем роста.


«РСК»: Максим Юрьевич, как вы оцениваете первые полтора года своей работы в Правительстве страны?


– Это назначение стало серьезным событием в моей жизни и работе, важным испытанием как менеджера. Работа в Правительстве РФ – это, конечно, особый взгляд на макроэкономические процессы, на порядок принятия решений, на работу госслужбы. В Правительстве Санкт-Петербурга моей основной задачей была реализация конкретных инвестиционных проектов. Позже, на посту руководителя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга, я смог коснуться более общих вопросов. Но здесь, в Москве, я могу себя реализовать как макроэкономист. И мне интересно сочетать теорию и практику: в начале своей карьеры я преподавал макроэкономику в Санкт-Петербургском университете.


Что касается стиля, то аппарат Правительства – это стабильный механизм, который обеспечивает работу председателя Правительства, Правительства в целом, координирует работу министерств. Считаю, что я включился в работу этого механизма, и, если в чем-то мне удалось поднастроить его элементы, значит, мне удалось сделать что-то полезное.


Свою задачу я вижу в том, чтобы снимать разногласия, разнополярность мнений, которые могут возникать в процессе развития тех или иных идей, и доводить эти идеи до логического развития – рассмотрения на заседании Правительства и подписания председателем Правительства.

Справка "РСК":

Максим Юрьевич Соколов. Директор департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ. Родился 29 сентября 1968 г. в Ленинграде. Окончил экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Прошел срочную службу в рядах Вооруженных Сил. Работал преподавателем в Санкт-Петербургском государственном университете. В 1992 – 1999 гг. – генеральный директор ЗАО «Росси». С 1999 г. – генеральный директор ООО «Корпорация С». В 2003 г. избран вице-президентом Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада». С июня 2004 г. до октября 2009 г. – председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам, г. Санкт-Петербург. С октября 2009 г. – председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, г. Санкт-Петербург. С декабря 2009 г. – директор департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ.


Регионы

kravcov
Государство и градостроительство