joomla templates РСК

Российский Союз строителейlogo

В интересах каждого гражданина

  • PDF
DSC_0041_opt

Антикризисные программы – уже пройденный этап, Россия переходит к долгосрочным стратегиям регионального развития. Об этом заявил глава Минрегиона Виктор Басаргин на расширенном заседании коллегии министерства.

Индикаторы роста

Оценивая итоги 2010 г., В. Басаргин отметил, что рост промышленного производства увеличился на 8,3%, более 70 регионов нарастили положительный финансовый результат, а 38 субъектов увеличили инвестиционные вложения.

– В целом улучшилась динамика реальных доходов населения, более стабильной стала ситуация на рынке труда. Ключевая задача министерства – максимально и эффективно использовать все имеющиеся инструменты региональной политики для закрепления позитивных тенденций. Совместно с регионами мы должны концентрировать усилия на поиски новых ресурсов развития, повышение инвестиционной активности в регионах, снятие различного рода ограничений и барьеров, препятствующих переходу в зону устойчивого роста, – сказал министр.

В числе приоритетных задач на перспективу – завершить разработку схем территориального планирования РФ. В ряде регионов такая работа ведется вполне успешно. В Ненецком автономном округе, в Чувашии, Тюменской области она практически завершена. Вместе с тем, в Калмыкии, Карачаево-Черкессии, Брянской, Томской, Орловской областях готовые документы по территориальному планированию имеют менее 3% муниципальных образований.

Строительная отрасль всегда была индикатором состояния экономики страны. За 2010 г. введено более 58 млн кв. м жилья.

– Это на 3% ниже того, что планировалось, но выше прогнозов экспертов, – пояснил заместитель министра регионального развития Константин Королевский, – По их оценкам объемы не могли превысить 45 млн кв. м. Вместе с тем, удалось сделать задел для жилищного строительства на этот год, в 2,5 раза вырос объем ипотеки – почти до 4 млрд руб. Введено около 300 новых предприятий, во всех регионах страны производство ключевых строительных материалов выросло на 15%. Нам удалось обеспечить концентрацию ресурсов для развития отрасли.

Из всего объема сданного в прошлом году жилья 38% строилось на федеральные средства. Более половины этого объема сформировано Минрегионом в рамках Федеральной целевой программы «Жилище».

По оценке министерства, обеспеченность жильем отдельных категорий граждан увеличилась. В прошлом году были обеспечены жильем все ветераны Великой Отечественной войны, вставшие на учет до 1 марта 2005 г. – более 28 тыс. участников войны. В нынешнем году жилье получат все ветераны, ставшие на учет до 2010 г. включительно. Плюс 20 тыс. уволенных в запас военнослужащих.

Как рассказал К. Королевский, изменен подход к организации жилищного строительства: теперь он включает в себя координацию всех участников инвестиционно-строительного процесса. В каждом регионе приняты программы развития жилищного строительства.

– От виртуального планирования объема строительства мы перешли к практическим результатам: теперь известно, где, когда и какой дом будет построен в каждом муниципальном образовании, – подчеркнул Королевский.

Ускорить процесс стимулирования строительства жилья призваны поправки в законодательство, инициированные Минрегионом и принятые Госдумой. Они устанавливают безвозмездную передачу участков со всей инженерной инфраструктурой под застройку домов экономкласса. Это обстоятельство, считают эксперты, положительно скажется на ценообразовании. Ожидается, что принятые меры позволят снизить стоимость строительства на 15%.

Инициативу – поддержать!

Жилищно-коммунальное хозяйство в течение десятков лет недофинансировалось, отметил В. Басаргин. Теперь мы имеем то, что имеем.

И все же удалось добиться ряда поставленных целей по привлечению дополнительных ресурсов в отрасль жилищно-коммунального хозяйства: снизилась аварийность при прохождении отопительного периода, удалось удержать в заданных рамках рост платежей населения за жилищно-коммунальные услуги. А главное, в регионах начинают понимать: от собственной инициативы многое зависит.

Опытом в сфере преобразований в системе ЖКХ поделился губернатор Новгородской области Сергей Митин.

По его словам, в области около 3700 населенных пунктов, из них 2500 – малые поселения, где численность проживающих не превышает 100 человек.

– Для оперативного и централизованного управления комплексом коммунальных услуг мы создали общество с ограниченной ответственностью, которое и оказывает эти услуги, – рассказал С. Митин. – Сегодня оборот предприятия составляет более 5 млрд руб. Большую часть всего комплекса, до 95%, передали в частные руки. Конечно, наследство предприятию досталось непростое – высокий износ основных фондов, устаревшее оборудование и технологии. Высокая себестоимость производства коммунальных ресурсов приводит к повышению платежей. И, как следствие, получаем низкий уровень оплаты населением этих услуг. В среднем он составляет 65%, но есть районы, где эта цифра опускается до 32%. Мы разработали долгосрочную целевую программу, направленную на модернизацию коммунальной инфраструктуры. На эти цели за три года потратили около 1,5 млрд руб. Построили 35 котельных, артезианские скважины, заменили около 200 км инженерных сетей. В результате объем неэффективных расходов сократился на 850 млн руб. Однако из-за роста цен на энергоносители довести модернизацию комплекса до запланированных показателей не удается. Только за последние три года цена природного газа выросла на 78%!

Чтобы выйти из положения, нашли стратегического партнера, который готов провести модернизацию комплекса ЖКХ. Но инвестору необходима уверенность в окупаемости вложенных средств. У нас же какие-либо нормативы и правовые условия для перехода к долгосрочному кредитованию отсутствуют. Необходима государственная поддержка, только так можно добиться введения долгосрочных договоров на поставки электроэнергии и топлива, экономически обоснованных тарифов, – полагает губернатор Новгородской области.

Ответ В. Басаргина однозначен: будем поддерживать пилотный проект, используем все имеющиеся ресурсы, включая помощь в получении кредитов.

На Минрегион надейся, но сам…

– Наращиваются объемы работ по шести федеральным целевым программам территориального развития, – сообщил В. Басаргин. – За последние два года наибольший рост доходов населения и промышленного производства наблюдается в регионах, определенных государством как приоритетные. Это субъекты, участвующие в ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья», где рост промышленного производства к докризисному уровню составил 110,7%, и республики Северного Кавказа, где этот показатель составил 107,6%. В текущем году Инвестиционным фондом РФ будет оказана адресная поддержка проектам в Северо-Кавказском федеральном округе.

По словам министра, Инвестфонд остается эффективным инструментом государственной поддержки инвестиционных проектов. В рамках реализации 23 региональных и 15 муниципальных проектов, имеющих общегосударственное значение, уже освоено почти 460 млрд руб. Из них свыше 310 млрд – это привлеченные средства частных инвесторов.

В качестве примера эффективности государственно-частного партнерства В. Басаргин привел решение проблем моногородов. В прошлом году этот вопрос впервые решался системно: 35 городам была предоставлена помощь в части финансирования инфраструктурных проектов объемом 22,7 млрд рублей. В 13 моногородах уже подготовлена вся документация для реализации таких проектов. Но надеяться исключительно на помощь федеральных властей не следует – сегодня выживают те моногорода, где администрация сама проявляет инициативу.

Пример тому – Прокопьевск Кемеровской области. Он изначально формировался как город угольной промышленности. Но когда правительством было принято решение о поэтапном закрытии шахт как нерентабельных, городским властям пришлось хорошо задуматься: как жить дальше.

– В прошлом году по поручению президента РФ Дмитрия Медведева совместно с Минрегионом мы разработали комплексный инвестиционный план развития города до 2025 г.,– рассказал мэр Прокопьевска Валерий Гаранин. – Для его реализации город уже получил 700 млн руб. из федерального бюджета. Суть этого плана – уйти от монозависимости, а людей трудоустроить на вновь созданных предприятиях. Первый шаг сделан. В прошлом году закрыли одну шахту (их всего семь), а 2 тыс. человек получили работу на новом производстве – вагоноремонтном заводе «Новотранс». Сейчас строим вторую очередь предприятия, что даст городу еще 300 рабочих мест. Деньги, полученные от правительства по программе развития моногородов, использовали для сооружения инженерных коммуникаций под застройку второй очереди предприятия. В результате проблема занятости в городе сошла на нет – безработица составляет 1,6%.

По мнению мэра, планы модернизации моногородов должны выражаться в поиске интересных инвестиционных проектов и создании благоприятных условий для привлечения инвестиций.

– Проблема привлечения инвестиций в моногорода – одна из сложнейших, – считает В. Басаргин. – Из 335 моногородов в этом году мы профинансируем 50. Причем объемы финансовых вливаний – это лишь капля в море нерешенных проблем каждого муниципального образования. Сегодня мы испытываем острый дефицит в интересных, эффективных проектах развития моногородов.

Губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский также акцентировал проблемы развития моногородов Ставрополья – Буденновска, Невинномысска, Нефтекумска и поселка Солнечнодольск. В частности, проблемы Буденновска и Невинномысска предполагается решать с привлечением средств российского Инвестфонда в размере 3,2 млрд руб.

Губернатор отметил возросшее внимание со стороны федеральных органов и конкретно Минрегиона к Ставрополью после образования Северо-Кавказского федерального округа и определения края его столичным субъектом. Это подтверждается, в частности, полновесным отражением интересов региона на уровне стратегического планирования. Так, в Стратегию развития СКФО до 2025 г. вошли многие предложения Ставрополья, а в перечне приоритетных инвестиционных проектов округа они составляют треть. По мнению В. Гаевского, это дает возможность укрепить социально-экономическую ситуацию в крае, его стабилизирующий потенциал, обеспечить выполнение миссии южного форпоста России.

В заключение заседания коллегии Виктор Басаргин отметил:

– Помимо поддержки конкретных «точек развития» министерством решаются вопросы, связанные с интересами практически каждого гражданина. Мы стараемся воздействовать на процессы, которые могут стать как фактором роста благосостояния территорий и населения, так и сыграть деструктивную роль, оставшись без государственного внимания.


Регионы

kravcov
Государство и градостроительство