joomla templates РСК

Российский Союз строителейlogo

Подмосковье активизирует инвестиционную политику

gromov_opt

Минувший 2010 г. стал для Московской области годом восстановления после нелегкого в социально-экономическом плане периода, вызванного мировым экономическим кризисом, и годом постепенного возвращения к реализации намеченных планов и программ.

Вышли на докризисный уровень

Область завершила год с положительной динамикой. Фактически по всем показателям мы вернулись к уровню 2009-го, докризисного года, а по ряду позиций добились существенного прогресса.

Общеэкономический оборот в Московской области вырос на 20,7% и приблизился к отметке 6 трлн руб. Валовой региональный продукт по предварительным расчетам вырос на 2,8% и впервые превысил 2 трлн руб. Индекс промышленного производства по итогам минувшего года составил 111,9%, а объем отгруженной продукции достиг 1,4 трлн руб.

Надо сказать, что усилия Правительства области по преодолению кризисных явлений, в частности, снижению госдолга и усилению финансовой дисциплины муниципальных образований, положительно оценены не только высшими органами власти страны, но и международными аналитиками. Авторитетным рейтинговым агентством Moody's рейтинг Московской области повышен до оценки «прогноз стабильный».

Показатель 2020 уже достигнут

Особо отмечу, что деятельность строительного комплекса области уже восстановлена на докризисном уровне. Ведь строительство является подлинным локомотивом экономики области, а промышленность строительных материалов и строительная индустрия значительно влияют на развитие экономики Московской области и ее социальной сферы.

Объем строительно-монтажных работ вырос в минувшем году по сравнению с 2009-м на 8,9%. Введены в строй практически все запланированные объекты.

Главное: в 2010 г. построено более 7,9 млн кв. м жилья. По этому показателю область остается на первом месте в России. Мы уже сейчас строим свыше 1 кв. м жилья на человека в год, добившись, таким образом, показателя, на который Россия должна выйти к 2020 г.

В 2011 г. Московская область планирует обеспечить рост объема строительных работ на 13%. Будет и далее обеспечен стабильный ввод жилья из расчета не менее 1 кв. м на жителя области. При этом особое внимание мы будем уделять созданию одновременно со строительством жилья соответствующей социальной и инженерной инфраструктуры.

Инфраструктура для детства…

Правительство области уделяет и намерено в дальнейшем уделять особое внимание строительству школ и дошкольных детских учреждений. Задача развития образования в целом, в том числе сети дошкольных учреждений, поставлена Президентом страны Д.А. Медведевым в ежегодном Послании. В минувшем году на строительство школ и детских садов было использовано свыше 4,7 млрд руб. из разных источников финансирования. Результаты налицо: введено 8 новых школ на 3760 учебных мест, 13 детских садов на 2155 мест. Чтобы можно было оценить эти показатели в динамике, отмечу: за минувшее десятилетие построено 70 детских садов на 10 237 мест и 91 общеобразовательная школа на 44,6 тыс. учебных мест.

Наиболее организованно и продуманно в создании инфраструктуры для детства проявили себя администрации муниципальных образований: Красногорского, Люберецкого, Подольского, Одинцовского районов и городских округов: Подольск, Химки.

В то же время не могу не отметить, что в области выявлено 436 зданий яслей и детских садов, которые по тем или иным причинам были перепрофилированы под иные цели. Все они должны быть возвращены в сферу образования.

В области разработана целевая программа по строительству новых дошкольных учреждений, временного преобразования в дошкольные учреждения свободных площадей малокомплектных школ.

… и для спорта

Подмосковье может гордиться достижениями в сфере строительства спортивных сооружений. Еще 10 лет назад материальная база спортивных объектов на территории области была очень бедна, заниматься спортом было попросту негде. Мы от слов перешли к делу, начали строить различные спортивные объекты, и Подмосковье стало настоящей территорией спорта: с 2000 г. введено 158 крупных объектов спортивного назначения!

Впрочем, расхолаживаться в этом вопросе не следует: если мы активно строим стадионы и спортивные школы, то по обеспеченности плоскостными спортивными сооружениями область отстает от других регионов Российской Федерации. А ведь простейшие спортивные сооружения не требуют значительных капитальных затрат, однако именно они создают необходимые предпосылки для занятий физкультурой и спортом. Особенно это важно для воспитания и хорошей физической подготовки детей.

Работать без убытка

При областном правительстве создана Межведомственная комиссия по размещению производительных сил на территории Московской области. Она занимается вопросами сокращения числа нерентабельных предприятий, ведь их доля высока в области пока довольно велика. Более 500 предприятий находятся в состоянии банкротства. Именно такие предприятия являются причиной и социальной, и политической напряженности в обществе, порождают недовольство населения.

Бессмысленно надеяться, что предприятия, годами не проводившие технического и технологического перевооружения, не обновляющие товарную составляющую, способны достичь эффективности в работе. У нас в природе не должно быть убыточных предприятий!

Необходимо смело использовать опыт Озерского района, городов Люберцы и Подольск по преобразованию неэффективных предприятий в индустриальные парки, что позволяет сохранить рабочие места и, в то же время, дает толчок развитию инновационного бизнеса.

Льготы в обмен на модернизацию

Важное направление – техническое и технологическое перевооружение.

Если на протяжении предыдущих восьми лет мы имели положительную динамику сокращения уровня износа оборудования, в основном за счет строительства новых предприятий, то последние два года процессы обновления основных фондов существенно замедлились. К сожалению, значительно сократились инвестиции в основной капитал за счет собственных средств предприятий.

Причем объективных причин для этого нет. Прибыль предприятий выросла в 2010 г. более чем на 30%, средняя заработная плата – на 9%, а инвестиции за счет собственных средств возросли всего на 6%.

Стремясь к совершенствованию инвестиционной деятельности, к модернизационной экономике, мы добились принятия поправки в закон о льготном налогообложении, предусматривающей льготы по налогу на имущество предприятиям, осуществляющим инвестиции в объеме свыше 300 млн руб. Расширен перечень видов деятельности для получения льгот по налогу на прибыль субъектами малого предпринимательства. Принят пакет законов об инвестиционной и инновационной политике, о предпринимательстве.

Внесен в Думу проект закона о государственно-частном партнерстве.

Уверен, что все эти меры позволят создать систему мотивации инвестиционной деятельности.

Министерствам промышленности, строительного комплекса, сельского хозяйства и продовольствия поручено разработать комплекс мер, понуждающих товаропроизводителя к технологическому перевооружению и выпуску новой конкурентной продукции. Активную позицию в этом вопросе должны занять и главы муниципальных образований.

К единой тарифной политике

В истекшем году была утверждена целевая программа повышения энергоэффективности. В ней, в частности, поставлена задача уже в нынешнем году оснастить все областные и муниципальные учреждения приборами учета всех коммунальных ресурсов.

В 2010 г. полномочия по регулированию всех видов тарифов в коммунальной сфере были переданы на уровень субъектов. Московская область была одним из инициаторов этих изменений в законе.

Именно это и многолетний опыт позволили нам организованно провести тарифную компанию в установленные сроки.

В конце 2010 г. мы дополнительно проверили все муниципальные образования на предмет роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги. К чести глав муниципальных образований надо отметить, что работа была проведена должным образом. В результате для каждого жителя области рост оплаты коммунальных услуг в 2011 г. не превысит 15%.

Но и здесь – не без исключений. В Ногинске нерациональная система управления теплоснабжением и отсутствие единой теплоснабжающей организации привели к тому, что в этом городе жители платят за тепло фактически по 12 разным тарифам. Результат – у одних жителей города платежи за коммунальные услуги выросли на 16%, а у других... почти на 55%. Я потребовал от глав муниципального района и городского поселения Ногинск незамедлительно принять необходимые меры с тем, чтобы у каждого жителя города рост платы за коммуналку не превышал 15%.

Следующей задачей, стоящей перед нами, является выравнивание тарифов во всех муниципальных образованиях, естественно, за счет повышения эффективности работы коммунальных и энергетических служб.

Здравоохранение и «социалка»

Огромную работу предстоит выполнить по модернизации системы здравоохранения. Правительством разработана программа модернизации этой важнейшей социальной сферы. Всего на строительство, капитальный ремонт, оснащение новейшим оборудованием, внедрение информационных технологий будет направлено до 2013 г. более 26 млрд руб.

Не менее масштабная работа предстоит по модернизации системы социального обслуживания населения.

Во-первых, мы должны добиться полной обеспеченности населения и объектами, и социальными услугами. Для этого необходимо активизировать работу по привлечению некоммерческих организаций, частных инвесторов, спонсоров.

Во-вторых, мы должны не на словах, а на деле обеспечить доступность окружающей среды лицам с ограниченными физическими возможностями. Министерствам социальной защиты, строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта надо в кратчайшие сроки проанализировать ситуацию и предложить решения данной проблемы.

В срочном порядке надо внести изменения в соответствующие стандарты и нормы и неукоснительно руководствоваться ими.

Безопасный город

Не могу обойти вниманием чудовищный террористический акт, произошедший 24 января 2011 г. в аэропорту Домодедово.

Зверство, цинизм, жестокость, с которой были уничтожены, покалечены ни в чем не повинные люди разных национальностей и вероисповедания, не могут иметь оправдания в мире, какими бы политическими и иными целями они ни прикрывались.

Единственным способом предупреждения террористических актов является повышение бдительности всех без исключения людей и в первую очередь органов власти любого уровня.

Руководством Московской области отданы соответствующие распоряжения по усилению антитеррористической защиты. Нужна общеобластная программа «Безопасный город». Здесь прекрасный пример подает город Железнодорожный. Сотни видеокамер наружного наблюдения направлены на улицы города и во дворы, а трансляция в режиме онлайн ведется по местному телевидению. Горожане в программе «Безопасный город» видят все, что происходит на центральных площадях. После того как город оснастили видеокамерами, уровень преступности резко снизился, а раскрываемость преступлений возросла в разы.

Программа-2011

Резюмируя, хотелось бы обозначить основные задачи, стоящие перед областью в 2011 г.

Первое. Значительно увеличить темпы экономического роста на всех направлениях и во всех сферах. Если по абсолютным показателям мы по-прежнему находимся в первой пятерке субъектов Российской Федерации, то по темпам значительно отстали от группы лидеров. Понимаю, что объем экономики Московской области не сравнить с иными субъектами, но это не повод для успокоения.

Второе. Создать задел для работы в следующем году. Задача – сформировать бюджет 2012 г. в размере 550 млрд руб.

Третье. Предпринять все возможные меры по повышению эффективности бюджетных расходов и наполнению бюджетов всех уровней. Именно по уровню экономии бюджетных средств и увеличению доходной части бюджета будет оцениваться эффективность деятельности руководителей центральных органов исполнительной власти, глав муниципальных образований.

Четвертое. Активизировать инвестиционную политику. Объем инвестиций в основной капитал должен вырасти как минимум на 10%, а привлеченных иностранных инвестиций – достичь 7 млрд долл.

Пятое. Улучшить ситуацию с нормативной обеспеченностью объектами социальной инфраструктуры во всех муниципальных образованиях.

Шестое. Добиться повышения заработной платы. При этом акцент должен быть смещен в сторону повышения уровня минимальной заработной платы.

Седьмое. Продолжить работу по усилению адресной поддержки малообеспеченных семей, особенно имеющих детей в возрасте до трех лет, последовательному замещению натуральных льгот компенсационными выплатами.

Восьмое. Основными целями единой тарифной политики должны стать: ограничение роста тарифов и платежей граждан за жилищные и коммунальные услуги; достаточность средств для поддержания работоспособности коммунальных объектов и сетей; модернизация и реконструкции объектов и сетей; выравнивание тарифа по муниципальным образованиям.

Девятое. 2011 г. должен в определенной степени стать стартовым для регионального сегмента федеральной программы построения информационного общества. В этих целях мы сконцентрировали значительные ресурсы в областной программе «Электронное Подмосковье». Эта работа охватывает все стороны общественной жизни и затрагивает работу всех центральных органов власти, все муниципальные образования, все государственные и муниципальные учреждения, а также организации, формирующие потребительский рынок.

Регионы

kravcov
Государство и градостроительство