joomla templates РСК

Российский Союз строителейlogo

Территориальное планирование – по нормативам

smo

ГУП Московской области «Научно-исследовательский и проектный институт градостроительства» («НИиПИ градостроительства») был образован постановлением Совета Министров РСФСР от 14 марта 1974 г. №274. Первое его название – Институт генеральных планов, инженерного оборудования и экспериментального проектирования. Сергей Елизаров, директор ГУП МО «НИиПИ Градостроительства».

Активное градостроительное развитие Московской области, значительные объемы жилищного и промышленного строительства требовали поднятия градостроительного проектирования на новый уровень. Решение проблем развития Московской области сделало неотложным создание института по комплексному градостроительному проектированию: территориальной организации городов, поселков, районов и других территорий Московской области в увязке с проблемами развития области, рациональным использованием ресурсов, охраной окружающей среды, развитием инженерной и транспортной инфраструктуры, организацией отдыха населения, сохранением сельскохозяйственных земель и лесных угодий.

В системе проектно-изыскательских организаций Московской области на институт было возложено выполнение функций головной проектной организации по разработке проектов районной планировки административных районов, генеральных планов городов и поселков городского типа Московской области.

В первое десятилетие после своего создания институт активно включился в планомерную разработку наиболее важных тем регионального уровня, работы по выполнению генеральных планов, проектов детальной планировки городов и поселков области, проектов районной планировки.

За период своей деятельности институтом разработано значительное количество документов, как уровня субъекта Российской Федерации, так и уровня местного самоуправления – муниципальных образований.

Разработанные нормативные документы учитывались при разработке законов Московской области и других областных нормативных правовых документов.

В начале нового века институт активно участвует в территориальном планировании Московской области. Законом Московской области №29/2002-ОЗ «Об областной целевой программе «Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года» ГУП МО «НИиПИ градостроительства» определен как головной исполнитель данной программы.

Выполненные институтом в рамках областной целевой программы «Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 г.» работы – «Основные направления устойчивого градостроительного развития Московской области» и «Схема территориального планирования Московской области – основные положения градостроительного развития» – составляют основу всех документов территориального планирования Московской области и обеспечивают согласованное развитие Московской области и муниципальных образований Московской области. Эти два нормативных правовых документа Московской области утверждены постановлениями правительства Московской области.

В марте 2007 г. был принят областной закон «О Генеральном плане развития Московской области», в подготовке проекта которого институт принимал самое активное участие. Закон регулирует правоотношения в сфере пространственного развития Московской области и предусматривает взаимное согласование документов территориального планирования Московской области и документов, определяющих политику социально-экономического развития Московской области.

Законом сформулированы цель и задачи политики пространственного развития Московской области.

Целью территориального планирования развития Московской области является создание градостроительными средствами условий для роста экономики Московской области и, как следствие, качества жизни населения.

Основным принципом территориального планирования развития Московской области является обеспечение устойчивого пространственного (градостроительного) развития. Это предполагает обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия на окружающую среду, обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов, сохранение историко-культурного наследия, местных традиций и особенностей в интересах настоящего и будущих поколений.

Указанные цель и принципы лежат в основе деятельности института.

Всего же за время, прошедшее после вступление в действие в 2005 г. Градостроительного кодекса Российской Федерации, институт принял участие в подготовке 25 проектов нормативных правовых актов Московской области.

Институт принимает активное участие в мероприятиях по развитию территорий Московской области, связанных со строительством и реконструкцией Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области (ЦКАД).

В 2010 г., как и в прошлые годы, институт выполнял работы разнопланового характера. Так, ГУП МО «НИиПИ градостроительства» осуществлял подготовку:

– документов территориального планирования Московской области;

– документов территориального планирования муниципальных образований Московской области;

– правил землепользования и застройки муниципальных образований;

– документации по планировке территорий;

– градостроительных заданий;

– документации, обосновывающей размещение объектов капитального строительства и использования земельных участков;

– научно-исследовательских работ по проблемам пространственного развития Московской области и муниципальных образований Московской области;

– проектов нормативных правовых документов в области территориального планирования и градостроительной деятельности в Московской области;

– градостроительных планов земельных участков;

– проектов межевания территорий;

– геоинформационных систем специального назначения;

– проектов зон охраны объектов культурного наследия;

– специальных разделов проектов по охране окружающей среды, транспортному облуживанию, инженерному обеспечению; В рамках долгосрочной целевой программы Московской области «Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 г.» институтом выполнялись:

– подготовка изменений в Схему территориального планирования Московской области – основные положения градостроительного развития до 2030 г.;

– разработка нормативов градостроительного проектирования Московской области.

Если по подготовке изменений в Схему территориального планирования Московской области выполнен только первый этап, то разработка нормативов градостроительного проектирования Московской области полностью завершена, и они подготовлены к утверждению в установленном порядке.

Нормативы градостроительного проектирования Московской области являются системой расчетных показателей, направленной на обеспечение современных благоприятных условий жизни населения области и ее развитие при сохранении природного, историко-культурного наследия, самобытности городов и других населенных пунктов Московской области, доминирующих признаков пространственной организации и функционального назначения устойчивых систем расселения Московской области.

С принятием нормативов градостроительного проектирования в виде документа создается объективная основа учета в документах территориального планирования муниципальных образований Московской области основных направлений политики пространственного развития Московской области и согласования приоритетов пространственного развития областного и муниципального уровня. Кроме того, вся муниципальная нормативная правовая документация по организации и регулированию градостроительной деятельности будет обеспечивать, с одной стороны, исполнение социальных обязательств государства по созданию благоприятных условий жизни для населения Московской области, с другой – позволит создать условия сохранения самобытности пространства области, расселения населения, равновесия природной и антропогенной среды, эффективности использования территорий населенных пунктов области и роста качества жизни, а также сформирует вектор в направлении достижения современных стандартов качества организации городской, сельской, рекреационной, производственной среды населенных пунктов.

Таким образом, нормативы градостроительного проектирования Московской области направлены на:

– устойчивое развитие Московской области в интересах настоящего и будущих поколений;

– повышение качества жизни населения Московской области и создание градостроительных условий для обеспечения социальных гарантий гражданам, установленных Конституцией и законодательством Российской Федерации и Московской области;

– учет пространственной морфологии организации городских, сельских, природных и исторических территорий Московской области;

– повышение эффективности использования территорий населенных пунктов, поселений, городских округов Московской области на основе рационального зонирования территории, исторически преемственной планировочной организации и соразмерной застройки городских и сельских населенных пунктов;

– обеспечение соответствия средовых характеристик городских и сельских населенных пунктов современным стандартам организации жилых, производственных и рекреационных территорий.

Кроме реализации мероприятий долгосрочной целевой программы Московской области «Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 г.» в 2010 г. выполнялась работа по подготовке восьми проектов схем территориального планирования муниципальных районов, 47 проектов генеральных планов городских округов, городских сельских поселений.

Из восьми проектов схем территориального планирования муниципальных районов три проекта схем переданы заказчикам.

Подготовлены и переданы заказчикам семь проектов генеральных планов городских округов и двенадцать проектов генеральных планов городских поселений.

Принимая во внимание тот факт, что каждое муниципальное образование имеет свои исторические, историко-культурные и другие особенности, при подготовке проектов генеральных планов городских округов, городских и сельских поселений авторами решался различный комплекс проблем.

Так, проект генерального плана городского округа Звенигород Московской области базируется на концепции развития города как исторически сложившегося городского образования с высоким историко-культурным, рекреационно-ландшафтным, спортивно-туристическим потенциалом, определяющим его полифункциональное развитие. Полифункциональное развитие Звенигорода обеспечит формирование качественной городской среды с развитой структурой общественной и деловой застройки, комплекса рекреационно-оздоровительных учреждений, привлекательными территориями для развития экологически-ориентированного производственного комплекса, малого и среднего бизнеса, нового жилищного строительства, системы рекреационно-ландшафтных территорий.

В соответствии со «Схемой территориального планирования Московской области – основные положения градостроительного развития» город Звенигород является территорией формирования системного туристско-рекреационного центра регионального значения.

Поэтому пространственная (структурно-функциональная) организация городского округа опирается на реализацию следующих стратегических положений территориального планирования:

– культурная преемственность градостроительных решений, пространственное единство и выразительность городской среды, требующая сохранения характерных признаков исторической планировки и застройки; четкой планировочной организации и дробного функционального зонирования территории города, включая предложения по смешанному и многофункциональному использованию зон; применения, в основном, индивидуальных проектов жилых, общественных и производственных объектов; проведения озеленения и благоустройства территории, рекультивации нарушенных территорий и их использования в соответствии с функциональным зонированием;

– сохранение и использование историко-культурного наследия, требующее воссоздания исторически сложившихся природно-культурных ландшафтов, сохранения квартальной сетки в исторической застройке и разумного решения транспортных проблем; развития туристического бизнеса, в первую очередь его материальной базы и формирования туристских потоков, использования памятников истории и культуры, как объектов туризма;

– экономическая состоятельность хозяйственного комплекса, требующая диверсификации хозяйственного комплекса для повышения его устойчивости при стимулировании развития производственной, инженерной, деловой и транспортной инфраструктур, сферы рекреации и туризма, реконструкции и реабилитации производственных и коммунальных территорий объектов с возможным перепрофилированием низкоэффективных предприятий и создания инфраструктурной базы для развития туристического бизнеса;

– формирование систем рекреационных территорий, требующее всемерного сохранения природоохраняемых объектов, в частности, историко-археологической территории – Поречье, запрета на изменение разрешенного вида использования территорий, занимаемых стационарными рекреационными учреждениями и объектами культурного наследия в целях сохранения уникального историко-культурного и туристско-рекреационного потенциала города.

В то же время при подготовке проекта генерального плана городского округа Жуковский Московской области территориальное планирование развития городского округа направлено на достижение целей двух в равной степени приоритетных проектов:

а) Обеспечение градостроительными средствами устойчивого роста качества жизни населения (жителей) города, отвечающего современным и будущим представлениям горожан о стандартах организации жилой, рекреационной и производственной (городской) среды в городе, имеющем собственную городскую историю и морфологию, высокий научный и производственный потенциал, историко-культурные и градостроительные традиции, уникальные природные и ландшафтные характеристики.

б) Формирование и обеспечение перспективного инновационного развития Национального центра авиастроения – мегапроекта, имеющего стратегическое общероссийское значение и важнейшее значение для роста экономики города и Московской области, и также опирающегося на городскую историю и городской человеческий капитал.

Достижение «баланса успешности» и «бесконфликтности» этих проектов явилось особенностью подготовки проекта генерального плана городского округа – формирования системы целей и задач градостроительного развития муниципального образования и перечня мероприятий по территориальному планированию, согласованных не только во времени и пространстве города, но и «разобранных по уровням полномочий» между органами государственной власти (федеральной и Московской области), и органами местного самоуправления.

Отсюда и формирование задач территориального планирования развития городского округа Жуковский тесно связано:

– с градостроительным обеспечением формирования и последующего инновационного развития Национального центра авиастроения – включение инфраструктуры Национального центра авиастроения в городскую ткань на основе интеграции человеческих, культурных, экономических и инженерных ресурсов города и формируемого крупнейшего авиационного кластера федерального значения;

– с реорганизацией планировочной структуры городского округа, обеспечивающей структурную преемственность в организации городского пространства и органичное включение в него территорий и объектов нового строительства;

– с развитием инфраструктуры социального, культурного и коммунально-бытового обслуживания постоянного населения (жителей) городского округа, включая объекты, необходимые для осуществления полномочий органов местного самоуправления, временного населения, связанного с деятельностью Национального центра авиастроения, работников и посетителей Международного авиационно-космического салона на Транспортно-выставочном комплексе – ТВК «Россия»;

– с преобразованием (реконструкцией и новым строительством) сети федеральных и региональных автомобильных дорог в городском округе; модернизацией (доведением технических параметров городских магистральных, районных и жилых улиц до нормативных требований) уличной сети в существующей застроенной части города; развитием системы городского массового пассажирского транспорта, включая организацию трех трамвайных маршрутов, для повышения качества транспортного обслуживания и снижения затрат времени на передвижение населения городского округа и посетителей Транспортно-выставочного комплекса «Россия».

При этом наряду с иными задачами территориального планирования развития городского округа Жуковский поставлена задача: сохранение историко-культурного наследия (памятников истории и культуры и пространственной морфологии застройки сложившихся городских территорий; ее трансляция на территории новой жилой и общественно-деловой застройки); формирование зон с особыми условиями использования территории, связанных с объектами культурного наследия.

Институт имеет громадный опыт подготовки документации по планировке территорий. В 2010 г. в соответствии с договорами осуществлялась подготовка двадцати семи проектов планировок территорий. Из них двадцать пять проектов планировок территорий сданы заказчикам.

В частности, в 2010 г. подготовлены:

1. Документация по планировке территории размещения объектов капитального строительства областного значения в северо-западной части городского округа Домодедово Московской области (проект «Константиново»).

2. Проект планировки территории строительства кинотелевизионного комплекса «ГЛАВКИНО» в Красногорском муниципальном районе на пересечении федеральной дороги М-9 «Балтия» и автомобильной дороги Глухово – Николо-Урюпино.

3. Проект планировки территории производственных и складских зданий ООО «АСКОН» в юго-восточной промышленной зоне городского округа Железнодорожный Московской области.

4. Проект планировки развития застроенной территории микрорайона №1 Полиграфического комбината в городском поселении Чехов Чеховского муниципального района Московской области.

5. Проект планировки Московского авиационного узла (строительство комплекса новой взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) Международного аэропорта Шереметьево).

В 2010 г. выполнен план реализации генерального плана городского округа Троицк, а также подготовлены правила землепользования и застройки городского округа Серпухова и сельского поселения Савинское Егорьевского муниципального района.

Помимо подготовки документов территориального планирования Московской области, документов территориального планирования муниципальных образований и документации по планировке территорий институт в 2010 г. осуществлял разработку материалов концептуального характера. Институтом велась разработка 13 проектов концепций, 11 из которых переданы заказчикам в соответствии с договорами. Среди переданных заказчикам проектов концепций можно отметить:

– концепцию размещения объектов капитального строительства на земельных участках ООО «Лэнд Инвест» в Дмитровском муниципальном районе;

– концепцию размещения объектов капитального строительства опытно-экспериментального комплекса по высокотемпературной плазменной утилизации отходов производства и потребления на территории г. Дмитрова.

Выполнен большой объем иных работ – проекты установления красных линий, проекты межевания территорий, градостроительные планы участков и градостроительные задания, схемы транспортного обслуживания территорий и др.

В 2011 г. работа института в основном будет направлена на реализацию задач по тем же направлениям, что и в 2010 г.

Продолжится выполнение мероприятий долгосрочной целевой программы «Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года». Среди них подготовка схемы территориального планирования особо охраняемых природных территорий, схемы территориального планирования размещения объектов капитального строительства областного значения, подготовка изменений в Схему территориального планирования Московской области – основные положения градостроительного развития до 2030 г. и др.

В соответствии с муниципальными контрактами осуществляется подготовка 64 проектов документов территориального планирования муниципальных образований. Это проекты шести схем территориального планирования муниципальных районов, восьми генеральных планов городских округов, 20 генеральных планов городских поселений и 30 – сельских поселений.

Кроме того, по шести контрактам выполняются работы по подготовке трех проектов правил землепользования и застройки, двух проектов планов реализации генеральных планов городских округов и одного проекта плана реализации генерального плана городского поселения.

В соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» институт планирует принимать активное участие в открытых конкурсах, аукционах и запросах котировок, которые будут проводить администрации муниципальных образований области на право заключения муниципальных контрактов на подготовку документов территориального планирования.

Регионы

kravcov
Государство и градостроительство