joomla templates РСК

Российский Союз строителейlogo

Подземная олимпиада

tunel

Как известно, победителями «гонки талисманов» Олимпиады-2014 были избраны леопард, белый медведь и зайка. А вот символом строительных «олимпийских игр», развернувшихся на всей территории Большого Сочи, вполне мог бы стать крот – ввиду ошеломляющего размаха подземного и тоннельного строительства в преддверии Олимпийских игр.

Глубже, дальше, выше

Для начала – несколько особенно ярких фактов.

Долгожданный дублер Курортного проспекта на 60% пройдет под землей. На протяжении 17 км четырехполосной автодороги, расчетная скорость движения на которой составит 75 км/час, будет построено 9 тоннелей, 11 эстакад, 8 развязок.

Совмещенная (автомобильная и железная) дорога общей протяженностью в 48,2 км, соединяющая пляжный кластер в Адлере с горно-климатическим курортом Красная Поляна, пройдет под землей на протяжении 32 км.

Для выполнения работ на этой уникальной трассе применяется самая современная техника от ведущих мировых производителей. Всего на строительных участках задействованы шесть сверхсовременных тоннелепроходческих комплексов. Так, комплекс Herrenknecht 10690 диаметром 10,6 м за 10 месяцев работы успешно преодолел расстояние почти в 3 тыс. м в крайне сложных геологических условиях. На проходке автодорожного тоннеля длиной в 3 км применяется самый большой в России тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) Herrenknecht 13210 HART диаметром 13,2 м.

Сочинские темпы и масштабы тоннельного строительства впервые заставили Международную тоннельную ассоциацию обратиться к российским тоннельщикам с просьбой поделиться своим опытом с крупнейшими мировыми фирмами.

Уникальная возможность

Такой обмен опытом состоялся в ходе Международной конференции «Российский опыт и развитие инновационных технологий при строительстве тоннельных проектов г. Сочи», прошедшей недавно в будущей олимпийской столице. Организовали конференцию Российская и Международная тоннельные ассоциации. В форуме приняли участие более двухсот специалистов, представляющих 85 проектных, строительных и научно-исследовательских организаций России и 50 ведущих зарубежных фирм.

Мэр Сочи Анатолий Пахомов, на правах хозяина открывший форум, напомнил, что объездная дорога вокруг Сочи задумывалась в 1950-х, проект был разработан в 1970-е, но только два года назад началась реализация этой назревшей идеи. «Город остро нуждается в дорожных проектах. Создание современной инфраструктуры к Олимпиаде-2014 позволит, наконец, открыть Сочи миру, показать его преимущества туристам из многих стран мира. Город в полной мере станет международным курортом, городом, благоприятным для проживания», – подчеркнул глава города.

Заместитель министра транспорта России Андрей Недосеков отметил важность тоннелестроительных работ на Черноморском побережье для всей России: «Роль тоннельного строительства при строительстве транспортной инфраструктуры серьезно возрастает уже сейчас и будет расти в ближайшие годы. Крупные города задыхаются в пробках, а возможности развития наземной дорожной сети практически исчерпаны. Положение могут спасти только тоннели и эстакады. Но возможности тоннельного строительства используются недостаточно: считается, что это долго и дорого. Опыт Сочи показывает, что вполне возможно возведение протяженных подземных объектов в короткие сроки. При этом цену строительства можно существенно снизить, изначально учитывая весь комплекс проблем, начиная с вопроса отселения жителей. Уже сейчас в городах тоннельное строительство практически сравнялось со стоимостью строительства эстакад, а в ряде случаев даже существенно дешевле».

Заместитель министра напомнил об уникальных наработках российских тоннельщиков, которые, к сожалению, не получили в свое время должного развития. Так, 15-километровый Северо-Муйский тоннель на БАМе является самым длинным тоннелем в России и пятым в мире. По условиям строительства тоннель не имеет аналогов: вечная мерзлота, обилие подземных вод, осыпи, обвалы, тектонические разломы. Но и строили его... 20 лет, что, казалось бы, подтверждает тезис о тоннельном «долгострое». Надо изменить это мнение, считает А. Недосеков: новые технологии дают возможность строить тоннели быстро и относительно недорого.

Председатель правления Тоннельной ассоциации России Александр Левченко отметил общероссийскую значимость сочинского опыта тоннелестроения: «Здесь рождаются уникальные проекты, которые войдут в историю и станут примером тесного международного содружества в решении больших транспортных проблем, которые сегодня стоят перед многими странами, в том числе и перед Россией. Создание современной транспортной инфраструктуры для проведения зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. – это стартовая площадка для всех нас. Впереди – и Универсиада в Казани, и Чемпионат мира по футболу, который пройдет тоже в России».

В ходе конференции А. Левченко дал краткое интервью корреспонденту «РСК»:

– Международная конференция тоннелестроителей состоялась очень вовремя: в самый пик событий, связанных со строительством в Сочи подземных сооружений. Такого сосредоточения техники, квалифицированных кадров и других ресурсов в одном месте ни Россия, ни европейские страны еще не знали. В Сочи собрался пул строительных компаний, которые способны выполнять самые сложные задачи по освоению подземного пространства с высоким качеством и в краткие сроки. Сочинский опыт крайне важен для российских городов, в том числе для Москвы, где сегодня освоение подземного пространства идет довольно низкими темпами. В столице есть много интересных проектов, но реализованы единицы, – подчеркнул глава ТАР.

А. Левченко заметил, что подземное строительство в Сочи дает уникальную возможность обкатать в российских условиях новые технологии, которые здесь применяют крупнейшие отечественные и зарубежные фирмы. Важно и то, что на олимпийских объектах бок о бок работают российские и зарубежные специалисты, вырабатывается взаимопонимание, находится общий язык, который крайне необходим для актуализации и гармонизации с европейскими отечественных норм и правил тоннельного строительства и эксплуатации подземных сооружений.

От пляжа до горных вершин за полчаса

Начальник Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта в городе Сочи (ДКРС-Сочи) Евгений Солнцев подробно ознакомил участников форума с ходом строительства главного инфраструктурного объекта – совмещенной авто- и железной дороги Адлер – Альпика-Сервис (пос. Красная Поляна).

Город Адлер расположен на правом берегу реки Мзымта и соединяется с Имеретинской долиной мостом. Именно в этом месте будет построена развязка с двумя новыми мостами через реку, позволяющая поездам и автомобилям с обоих берегов выезжать на маршрут, ведущий к олимпийским объектам.

Первый тоннельный комплекс находится за 15-м км трассы и позволяет избежать повторения траектории реки, делающей в этом месте петлю. Протяженность железнодорожного тоннеля здесь – 2523 м, сервисно-эвакуационной штольни – 2366 м, автодорожного тоннеля – 2296 м. Проходка авто- и железнодорожного тоннелей на первом тоннельном комплексе велась с применением горнопроходческих комбайнов, проходка штольни – с применением тоннелепроходческого механизированного комплекса Lovat RME 232 SE диаметром 5,6 м.

Перед 23-м км трассы автомобильная и железная дороги проходят максимально близко друг к другу по левому берегу реки Мзымта. В этом месте для железной дороги предусмотрен мысовой тоннель длиной 117 м – это второй тоннельный комплекс (автодорога огибает мыс и переходит на правый берег Мзымты по эстакаде).

Самый длинный, третий тоннельный комплекс расположен на участке с 23-го по 28 км. Протяженность железнодорожного тоннеля здесь 4631 м, штольни – 5856 м, автодорожного тоннеля – 3200 м. После тоннеля автодорога пройдет по вантовому мосту – первому на юге России. Его протяженность составит более 800 м, высота пилонов – 86 м, длина основного вантового пролета – 312 м.

Проходка всех тоннелей третьего комплекса ведется самым передовым на сегодняшний день щитовым методом. Специально для этой цели в Германии и Канаде были приобретены три сверхсовременных тоннелепроходческих комплекса от компаний Herrenknecht и Lovat. Диаметр проходки комплекса Herrenknecht уникален для России – более 13 м. Он применен для автодорожного тоннеля.

36-й км железной дороги проходит под горным мысом через четвертый тоннельный комплекс протяженностью 450 м. Проходка тоннеля здесь велась горным способом.

Минуя гидроэлектростанцию, трасса уходит в направлении пятого тоннельного комплекса, начинающегося на 39-м км. Протяженность автодорожного тоннеля здесь – 1372 м. Он прокладывается с применением горнопроходческих комбайнов. Штольня и железнодорожный тоннель (их общая длина – 2910 м) прокладываются с применением новых тоннелепроходческих комплексов Lovat диаметром 3,9 и Herrenknecht диаметром 10,6 м.

Тоннели заканчиваются на 43 км трассы, возле промежуточной станции Эсто-Садок. Пассажиры, прибывшие сюда на поезде или автобусе, смогут проследовать пешком к комплексу трамплинов или доехать на автобусе до прочих олимпийских объектов в этой горной зоне.

Затем трасса следует к последнему, шестому тоннельному комплексу, расположенному на 45-м км трассы. Двухпутный железнодорожный тоннель протяженностью 433 м выводит дорогу к конечной точке маршрута – станции Альпика-Сервис на территории поселка Красная Поляна, расположенного на высоте 600 м над уровнем моря. Отсюда пассажиры смогут отправиться к санно-бобслейному комплексу и медиадеревне или доехать на автобусе до прочих олимпийских объектов в этой горной зоне.

Поскольку данный участок характеризуется неоднородным составом горных пород, строители применяют здесь метод «джет граутинг» (jet grouting) для укрепления грунта. Проходка ведется при помощи тоннелепроходческих комбайнов.

Столь масштабное строительство требует особого контроля, и представители Международного Олимпийского комитета и «Олимпстроя» выезжают на объект каждые три месяца и контролируют весь процесс от принятия решений до их реализации. В результате таких визитов пишутся рекомендации, которые затем оформляются в виде поручений Правительства Российской Федерации.

По ходу строительства приходится решать комплекс сложных задач – от минимизации воздействия на окружающую среду (трасса проходит по территории Сочинского национального парка) до сложнейших геологических проблем: путь лежит через оползневые зоны и т.д. Оперативно и качественно решать эти задачи тоннелестроителям и дорожникам помогают крупнейшие международные эксперты, активно привлекаемые швейцарской компанией «Амберг Инжиниринг», специализирующейся в области управления рисками.

Планируемая пропускная способность железнодорожной линии Адлер – Красная Поляна – 7 пар поездов в час. Составы пойдут по однопутным и двухпутным участкам со скоростью до 160 км/ч. Таким образом, от пляжа до заснеженных вершин можно будет добраться за 29 мин. Электропоезда для супертрассы поставит канадская компания Bombardier, которая специализируется в области транспортного и аэрокосмического машиностроения. Позиционирование движения на уникальной трассе будет осуществляться при помощи спутниковой системы навигации ГЛОНАСС. Каждый час по железнодорожной магистрали смогут передвигаться 8 тыс. человек, по автомобильной – 11 тыс.

Регионы

kravcov
Государство и градостроительство