joomla templates РСК

Российский Союз строителейlogo

Возвращение святого Климента

DSC04288_opt

В столице произошло знаменательное событие: завершен первый этап реставрации уникального сооружения – храма священномученника Климента Папы Римского на Пятницкой улице.

Актуальность идеи

Для верующих значение этого храма заключается в личности святого, в честь которого он воздвигнут. Для специалистов в области архитектуры, археологии – в стилистических особенностях, его уникальных чертах.

Как свидетельствуют исторические источники, храмы на этом месте существовали испокон веков. Они перестраивались, расширялись, обретали новые формы. А в том виде, в котором современный москвич и гость столицы видит это сооружение, оно появилось в XVIII в.

В то время центр Российского государства уже переместился из Москвы в Санкт-Петербург. Северная столица по моде того времени активно застраивалась храмами в стиле барокко. Подобные духовные сооружения есть в Санкт-Петербурге, Киеве. Москве в силу политических причин зданий барочного типа практически не досталось. Тем удивительнее, что в период царствования императрицы Елизаветы здесь развернулось мощное строительство крупного объекта, каких мало в России, а в Москве попросту нет. Его авторство приписывают Пьетро Трезини, принадлежавшему школе Растрелли.

Настоятель храма иерей Леонид Калинин, в прошлом художник и скульптор, может говорить о храме долго и увлекательно. В свое время здесь дважды бывала Екатерина II, канцлер А.П. Бестужев-Рюмин являлся ее ктитором (говоря современным языком, спонсором и, одновременно, управляющим). Неслучайно св. Климент считается покровителем могущественных персон...

Судьба священномученика

Судьба же самого Климента довольно необычна, прихотлива и трагична, как судьбы многих первохристиан.

Живший в Римской империи в I в. н.э. Климент, будучи состоятельным аристократом, занимал довольно принципиальную позицию в отношении своей веры и не скрывал своего неприятия языческих обычаев даже перед императором Траяном. Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукоположил Климента в римского епископа. Добродетельная жизнь и святительский подвиг Климента являли благотворный пример для римских граждан, многие из которых стали последователями Христа. За свою твердую позицию, высокий авторитет папа Климент был изгнан из Рима, сослан в Крым, в каменоломни Инкермана. В 103 г. Климент был умерщвлен по приказу императора; его утопили, бросив в море с грузом на шее.

Мощи священномученика, чудесным образом явившиеся из морских глубин, были первой христианской святыней, появившейся на Руси: крестившись в Херсонесе, князь Владимир Святой перенес часть мощей в Киев. Этим-то и была вызвана исключительная популярность святого на Руси.

Храм на Пятницкой сохранился – в отличие от множества других, не дошедших до нас памятников истории и культуры прошлых веков. Хотя угроза его сноса существовала. Воспрепятствовал этому И. Грабарь, который обратился к наркому Клименту Ворошилову, и снос объекта был отменен – сыграло свою роль, видимо, имя святого. Еще одно обстоятельство, спасшее здание от полного разрушения, – это наличие богатой библиотеки духовной литературы, хранившейся здесь издавна. После революции, когда храм был закрыт, сюда перевезли фонды Государственной библиотеки им. В.И. Ленина – около 2 млн книг. Превратиться из храма в книгохранилище, когда в церквях открывались склады, бухгалтерии и даже туалеты, по тем временам было не самой худшей участью для закрытого властью учреждения духовного назначения.

Вопросы технологии

Реставрация храма началась в 2008 г., когда помещения были полностью освобождены от книг. Полностью процесс завершится в 2012 г. А именно 12-е годы каждого столетия, отмечает отец Леонид, в разные периоды истории для этого сооружения были особенными. В 1612 г. здесь проходила битва с поляками. В 1812 г. Замоскворечье горело во время отступления французской армии, а Храм Папы Римского Климента остался цел.

В ходе первого этапа реконструкции, за два года, был полностью реставрирован фундамент, фасад, купола, кровля здания, почти целиком восстановлена церковная литая ограда, воссозданы царские врата. Со временем за ними будет разбит сад – как было в прежние времена.

Процент утраты живописи внутри храма оказался небольшим. Однако сами помещения после вывода архивов мало напоминали церковные: все они были перегорожены, загромождены стеллажами. При этом, отмечает отец Леонид, благодаря бережному отношению работников архива церковные своды, роспись не пострадала при ремонтах и переустройствах. 100 храмовых икон сохранились. Теперь требуется восстановить пять иконостасов, внутреннюю живопись.

Многое в процессе воссоздания определяет отношение к делу самих реставраторов. Специалисты компании «Возрождение» в этом смысле могут выступать примером творческого, профессионального отношения в к делу. Многое из того, что им удалось сделать, не было даже зафиксировано контрактом. Множество задач возникло в ходе реставрации. Но было совершенно очевидно, что без их выполнения не обойтись. Потребовалось, например, заменять 70% кирпичной кладки. То же – с куполами: они сохранились, но прогнили от времени.

Как утверждает начальник участка компании «Возрождение» Людмила Максина, стандартных подходов на таких участках быть не может. Каждое направление требовало особых решений. Сложно было восстановить купола. Чтобы сделать это, потребовалось восстанавливать подкровельные пространства. Из-за влаги во многих местах здания раскрошился не только резной белый камень и покрытия выступающих частей, но также металлические стрежни внутри стен и десяти колонн. Вроде бы внешне все выглядело не так уж плачевно, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что старые материалы почти полностью пришли в негодность, говорит специалист. Пришлось нарезать более 100 кв. м белого мрамора, привезенного из Италии. Металлические стержни расчищали, подваривали. Роспись на стенах отмывали мягкими нейтральными средствами – все было под слоем грязи, копоти. В некоторых местах даже непрофессиональному глазу заметно, что под живописным слоем ХХ в. существует более старый: фрагменты фигур святых соседствуют с аналогичными фрагментами прежних изображений. Живопись, обнаруженную под внешним слоем ХХ в., реставраторы сохранили, обновляя роспись «через бумагу». Этот слой можно безболезненно восстановить, говорит Л. Максина.