joomla templates РСК

Российский Союз строителейlogo

СРО «МОС» подводит итоги

zabelin_opt

Минувший 2010-й стал годом реализации и становления идеи саморегулирования в строительстве, вызывавшей в последние годы много споров и разногласий. Итоги первого года в новых условиях подвело НП СРО «Межрегиональное объединение строителей» (СРО «МОС»), одно из «старейших» профессиональных объединений строителей России.

Определение «старейшее» в отношении СРО «МОС» можно употребить, естественно, условно. Однако в СРО «МОС» гордятся тем, что подали заявку о регистрации одними из первых, хотя и числится эта организация в реестре российских СРО под номером 2.

Сегодня среди учредителей некоммерческого партнёрства – «Корпорация Инжтрансстрой», «Трест Коксохиммонтаж», «Мосстройреконструкция», «Компания «Трансгидромеханизация», Мостостроительный отрад №19», «Волгонефтехиммонтаж», «Заполярная строительная компания» и другие. Среди 774 членов НП – строительные компании России, Европы и стран СНГ. Они участвуют в возведении олимпийских объектов, газопровода «Северный поток», объектов саммита АТЭС и других нерядовых сооружений.

На «деловом завтраке» для прессы, названном «История «МОС»: от истоков саморегулирования – к настоящему. Итоги строительного года», вице-президент организации Виктор Забелин сделал короткий экскурс в историю возникновения саморегулирования в России. С самого начала в этом процессе Российский союз строителей (РСС), который тогда возглавлял В. Забелин, принимал самое активное участие. Это выразилось и в теснейшем взаимодействии с законодателями, которые вполне адекватно воспринимали предложения и корректировки, вносимые представителями РСС в готовящийся ФЗ «О саморегулировании», и в популяризации идеи саморегулирования в регионах.

Серьезный импульс становлению саморегулирования, считает В. Забелин, стало назначение в октябре 2008 г. на пост министра регионального развития РФ Виктора Басаргина. Он лично убедится в позитивном настрое профессионального сообщества к реформе отрасли и только тогда решительно стал продвигать перемены.

Еще до создания национального органа СРО, когда в стране существовало более 60 саморегулируемых организаций, СРО «МОС» выступило инициатором создания координационного центра, который должен был сформулировать единые подходов и требований при выдаче допусков на рынок, правил страхования рисков и т.д. поэтому, считает в. Забелин, в создании и становлении НОСТРОЯ, общепризнанного легитимного центра саморегулируемого строительного сообщества, немалая заслуга СРО «МОС».

СРО «МОС» создавали лидеры отрасли,
а созданное ими НП стало не столь многочисленным, как другие, насчитывающие до 2 тыс. участников рынка? В. Забелин считает, что причина – в повышенной принципиальности руководства СРО, высокой требовательности к тем организациям, которые претендуют на получение допуска на рынок: «Порой к нам приходят люди, которые собираются обзавестить нужным бюджетом в долг, но кадрами и парком строительной техники не располагают. Таким мы отказываем».

«МОС» в уходящем году активно занимался проверкой строительных компаний. Партнерство проверило порядка двух третей организаций. В 2011 г. «МОС» проверит все компании. Своим опытом проверок «Межрегиональное объединение строителей» делится с коллегами на семинарах, публикует информацию в СМИ.

Проблема саморегулирования сегодня – это коммерциализация отдельных СРО, превратившихся к «конторы» по выдаче допусков. Как отметил генеральный директор СРО «МОС» Михаил Викторов, пока не существует инструмента, который бы на 100% защищал отрасль от коммерциализации СРО. Но пока, считают в СРО, не нужно ничего менять в законодательстве – нужно самим научиться избавляться от недобросовестных свежеиспеченных СРО, ничем не отвечающих за липовые бумажки. Решать проблему можно и вместе с государством – необходимыми функциями контроля оно наделено.

300 млн руб. – таков сегодня размер резервного фонда СРО «МОС», который понадобится в том случае, если один из его членов сработает непрофессионально, нанеся ущерб третьим лицам. Общая сумма резервного фонда всех 220 организация, входящих
в НОСТРОЙ России, составляет 25 млрд руб. Эти деньги пока «заморожены» в банках. Сейчас обсуждаются формы и методы использования этих денег, тающих от инфляции. Однако этот вопрос пока вызывает споры, и даже в самом СРО «МОС» его оценивают по-разному.

А вот полностью солидарны члены СРО в том, что силами институтов саморегулирования сейчас требуется решить вопрос профессионального обучения. Система профессионального образования со 100-процентной государственной поддержкой развалилась. Нет отделочников, каменщиков, слесарей, столяров. В дефиците специалисты среднего звена. В странах Евросоюза проблему решают за счет отчислений средств строительных компаний в специальный фонд. Другой рецепт: сеть учебных учреждений предоставляет отрасли государство, а строительное сообщество финансирует учебный процесс.

Другие важные вопросы – о процедурах участия в конкурсах на госзаказ в строительной отрасли, корректировка ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд». Ситуация, когда на конкурс приходит фирма-однодневка, выигрывает его, а затем не выполняет заказ из-за низкого профессионального уровня, хорошо известна. В СРО «МОС» считают, что в законе должно быть дано определение такого понятия, как демпинг. И все, что подпадает по него, должно быть исключено из действующей практики. Еще одна мера, возникающая в этой связи, – введение предквалификационной процедуры: она поможет определить уровень готовности фирмы к выполнению того или иного заказа, проанализировав ее послужной список. Только после этого она будет допускаться или не допускаться к конкурсу. Продвигая эту идею, СРО «МОС» встретило большое противодействие со стороны Минэкономразвития РФ и ФАС РФ, которые усматривали в этом коррупционную составляющую. Но в НП с этим не согласны: такая процедура существует в разных странах, важно только отладить механизм.

Регионы

kravcov
Государство и градостроительство