joomla templates РСК

Российский Союз строителейlogo

Контроль — инструмент доверия

DSC01047_opt

Михаил Куликов, советник президента Российского союза строителей, председатель контрольного комитета СРО НП «Объединение генеральных подрядчиков в строительстве», кандидат технических наук.

Закончился 2010 г. – первый год полномасштабного перехода от государственного лицензирования к саморегулированию в области инженерных изысканий, проектирования и капитального строительства, основы которого заложены в главе 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, принятой Федеральным законом № 148-ФЗ от 22 июля 2008 г.

Саморегулирование в строительной отрасли – дело для большинства его участников абсолютно новое и, естественно, на первых порах его организация и практическое воплощение сопровождались и недоработками, и ошибками.

Кроме того, реализация любого основополагающего федерального закона, как правило, обуславливает необходимость последующей доработки действующего законодательства, разработки подзаконных актов, методических рекомендаций, программ, инструкций, в том числе организационного характера. Практика показала, что и при решении этой задачи, которое естественно легло на прошедший год, также было допущено немало просчетов даже на федеральном уровне.

В этих условиях особенно полезным представляется организовать обмен опытом по различным направлениям формирования института саморегулирования и отдельных его элементов.

Материалы настоящей статьи основаны на опыте формирования и организации деятельности контрольного комитета (КК) крупной саморегулируемой организации (СРО), членами которой являются более тысячи строительных компаний, расположенных в 59 субъектах Российской Федерации восьми федеральных округов.

В соответствии с частью 2 статьи 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации каждая СРО не реже одного раза в год должна осуществлять контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске.

Для выполнения этой задачи в соответствии со статьей 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, прежде всего, были подготовлены и решением общего собрания членов СРО утверждены следующие документы:

требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства – документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (статья 55.5, часть 1);
правила контроля в области саморегулирования – документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования (статья 55.5, часть 2).
Правила контроля были детализированы в утвержденном правлением СРО положении о контрольном комитете, в котором представлены структура и состав КК (см. рисунок), а также регламент его работы.

В соответствии с указанными выше регламентирующими документами КК проводит контрольные мероприятия в три основных этапа:

планирование и подготовка к проведению контроля;
проведение контроля и оформление актов проверки;
подведение итогов контроля и доклад результатов контроля руководству СРО.
Прежде всего была разработана стратегия контроля на 2010 год.

В указанном документе общее количество членов СРО по возможности равномерно распределяется по месяцам с учетом их территориальной принадлежности (табл. 1).

На основе стратегии был подготовлен и утвержден приказом СРО годовой план проведения проверок, в котором стратегия наполняется перечнем проверяемых организаций, сгруппированных по близким адресам.

За 30–35 дней до начала очередного месяца на основе годового плана составляется и утверждается приказом СРО план проведения проверок на месяц, в котором перечень проверяемых организаций уточняется (с учетом возможных изменений) и разделяется на 4 недели.

В соответствии с планом на месяц за 20-30 дней до начала его реализации в адрес каждой проверяемой организации по факсу, телефону или, при необходимости, по почте с извещением о вручении направляется уведомление, в котором содержится информация о неделе планируемой проверки, а также просьба за 3–5 дней до установленного срока позвонить в СРО для уточнения дня и часа проверки.

За 5–7 дней до начала каждой недели на основе плана на месяц осуществляется последний этап планирования – разработка недельного плана проведения проверок, в котором указывается день и час проверки, а также состав контрольной группы.

Здесь уместно отметить одну важную, с точки зрения организации контроля, особенность. В своей практической работе КК сталкивается с тем, что каждый член СРО может иметь до трех различных адресов, которые указываются в информационном листе, хранящемся в деле члена СРО:

юридический, указываемый в уставных документах;
физический, характеризующий место расположения организации;
почтовый, по которому направляется корреспонденция для данной организации.
Юридический адрес проверяется сотрудниками КК при проведении проверки уставных документов. На основе физических адресов осуществляется планирование поездок контрольных групп. На почтовые адреса направляются почтовые уведомления.

Проведение контрольных мероприятий осуществляется на основе недельного плана силами контрольных групп, состоящих обычно из двух сотрудников КК, с выездом на место расположения организации в присутствии руководителя либо уполномоченного им лица (на основе письменной доверенности).

Перед началом проверки сотрудники КК предъявляют заверенные печатью копии приказов о плане проведения контрольных мероприятий.

В ходе контрольных мероприятий сотрудниками КК проверяется наличие и содержание следующих документов:

Страховой полис (копия, заверенная печатью страховой организации).
Информационный лист кандидата (адреса, электронная почта, контакты).
Свидетельство о регистрации юридического лица (инд. предпринимателя) и изменения, вносимые в учредительные документы.
Устав организации, учредительный договор.
Копия приказа о назначении директора.
Сведения о квалификации работников (ИТР).
Копии дипломов, удостоверения о повышении квалификации ИТР (72 часа), трудовые книжки, копии трудовых книжек совместителей, приказы по кадрам о приеме (увольнении), трудовые договора.
Сведения о материально-технической базе (факт по балансу).
Сертификаты ИСО, либо сведения о контроле качества (положение и приказы о назначении ответственных за контроль качества).
Платежные документы об оплате членских взносов в установленные сроки за текущий год.
По результатам проверки оформляется и подписывается членами контрольной группы и руководителем (уполномоченным лицом) проверяемой организации акт, в котором отражаются выявленные нарушения.

Контрольные группы осуществляют выездные проверки, как правило, в течение четырех дней в неделю. Один день отводится на оформление документов, обсуждение результатов проведения контрольных мероприятий за неделю и уточнение планов на следующую неделю.

Еженедельно планово-аналитическая группа КК на основе актов обобщает результаты проверки, готовит и за подписью председателя КК представляет руководству СРО и далее в Дисциплинарную комиссию служебную записку с перечнями организаций, прошедших проверку без замечаний, а также имеющих те или иные замечания. К записке прикладываются соответствующие акты и иные материалы проверок.

Ежемесячно КК готовит и представляет руководству СРО данные о количестве проверенных организаций, в том числе без замечаний и с замечаниями, а также количестве замечаний по следующим обобщенным видам (структура замечаний):

неверно указанный в информационном листе адрес (адреса);
замечания по квалификационному составу (отсутствие трудовых книжек, договоров, приказов по кадрам и т.д.);
замечания по повышению квалификации сотрудников (отсутствие удостоверений повышения квалификации);
замечания по системе качества.
Копии всех указанных выше первичных (акты и материалы проверок) и вторичных (служебные и аналитические записки, таблицы, графики и т.д.) контрольных документов в хранятся в архиве КК в электронном виде и на бумажных носителях.

В соответствии с требованиями действующего законодательства копия плана проведения проверок на очередной месяц и основные итоги контрольных мероприятий за прошедший месяц направляются от имени СРО в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, а в администрации субъектов Российской Федерации – выписки из плана проведения проверок на очередной месяц с перечнем организаций, расположенных на территории данного субъекта.

Положительно зарекомендовала себя практика проведения в день подведения итогов оперативного совещания КК, на котором:

руководители контрольных групп докладывают основные результаты работы за неделю, отмечают особенности, дают предложения по совершенствованию организации контроля;
председатель КК информирует сотрудников о событиях за неделю, подводит общие итоги, уточняет график контроля на очередную неделю, дает отдельные поручения.
Такие еженедельные совещания с участием всех сотрудников КК имеют важное значение в связи с тем, что большую часть времени члены контрольных групп находятся в отрыве от рабочих мест и поэтому имеют ограниченные возможности по обмену информацией.

Анализ результатов проверок членов СРО по плану 2010 г. показывает, что более 60% всех отмеченных недостатков связано с отсутствием повышения квалификации у сотрудников и еще около 30% – с небрежным ведением документов по учету кадров – наличие трудовых книжек, копий трудовых книжек совместителей, приказов по кадрам о приеме (увольнении), трудовых договоров. Абсолютное большинство из этих недостатков оперативно устраняются в результате работы аппарата Дисциплинарной комиссии. В единичных случаях требуется то или иное дисциплинарное воздействие на основании решения Дисциплинарной комиссии.

По итогам 2010 г. около 13% от числа плановых проверок КК составили внеплановые проверки по жалобам и поручениям руководства СРО, а также повторные проверки по поручениям Дисциплинарной комиссии СРО.

Важным результатом 2010 г. является формирование структуры и состава КК, основу которого составляют контрольные отделы, состоящие из специалистов в возрасте от 30 до 45 лет, имеющие строительное образование и опыт практической работы. Неоценимый вклад в становление отдела, повышение квалификации и, в известном смысле, воспитание сотрудников вносят руководители отделов и главные контролеры, среди которых есть Заслуженные и Почетные строители России, бывшие руководящие работники крупных строительных организаций и Федерального лицензионного центра.

На основе хорошей базовой профессиональной подготовки по использованию современных средств автоматизации достаточно динамично включились в работу молодые сотрудники планово-аналитической группы, обеспечивающие своевременную и качественную подготовку выше описанной системы плановых и отчетных документов, а также выполняющие значительный объем организационных мероприятий по оповещению проверяемых членов СРО, ведению и хранению документации КК, обмену информацией в бумажном и электронном виде.

Кроме текущего обмена опытом и самостоятельного изучения регламентирующих нормативных правовых документов в интересах повышения квалификации сотрудников КК в конце 2010 – начале 2011 гг. по решению руководства СРО для них был организован и проведен курс лекций и практических занятий силами ведущих преподавателей Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса России, находящейся в ведении Министерства регионального развития Российской Федерации.

В качестве заключения на основе практического опыта работы Контрольного комитета:

1. За прошедший год проведена огромная работа по формированию и организации практической деятельности системы саморегулирования в строительной отрасли. Первые шаги на пути ее создания не обошлись без ошибок и просчетов объективного и субъективного характера. Безусловно, предстоит долгий, непростой путь совершенствования и, возможно, достаточно кардинальных изменений. Но система создана, существует и активно функционирует.

Составной частью общей системы является система контроля за деятельностью членов СРО, основные цели, задачи и исполнительные органы которой (Контрольные комитеты) определены на уровне федерального законодательства.

За прошедший год получен определенный опыт формирования, организации и практической работы Контрольных комитетов, позволяющий делать выводы для дальнейшего совершенствования этой деятельности.

2. Некоторые руководители и сотрудники строительных и проектных организаций, вошедших в СРО, не в полной мере осознают особенности нового положения и по-прежнему мыслят категориями взаимоотношений с Федеральным лицензионным центром, которые, зачастую, сводились к формуле «получил лицензию и забыл».

А теперь, оказывается, ситуация иная: не реже раза в год проводятся общие собрания членов СРО; ежегодно осуществляются проверки; чтобы быть в курсе всех новостей и нововведений, надо периодически заглядывать на сайт СРО в интернете; надо помнить о своевременной оплате членских взносов и сообщать в СРО об изменениях в перечне выполняемых работ, руководстве и составе организации, юридическом и практическом адресах и т.д.

Нередко контролеры из уст проверяемых слышат вопрос: «И зачем нам все это надо? Мы строим, а вы нам создаете дополнительные заботы». Приходится объяснять, что вся эта работа проводится и будет проводиться в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса в интересах самих членов СРО, на которых возложена солидарная ответственность, в том числе и немалая материальная, за безопасность и качество строительства.

3. При этом руководство и аппарат СРО должны, с одной стороны, обеспечить безусловное выполнение возложенных Законом задач, а, с другой стороны, не допустить мелочной опеки своих членов. Помнить, что СРО создано входящими в ее состав строительными организациями и призвано защищать их интересы, а не наоборот.

4. Контрольный комитет СРО – это не только контрольный орган, но также важнейший канал взаимодействия аппарата с членами СРО. По сравнению с другими сотрудниками контролеры обладают наибольшими возможностями по живому общению с руководством и сотрудниками строительных организаций непосредственно по месту их деятельности.

Поэтому в ходе плановых и неплановых проверок члены контрольной группы, являясь представителями СРО, наряду с выполнением прямых обязанностей, осуществляют информирование руководства проверяемых организаций по различным вопросам деятельности СРО, оказывают практическую помощь в организации работы в соответствии с действующими требованиями.

Безусловно, по мере развития института саморегулирования, совершенствования деятельности всех структурных подразделений СРО, в новом году будут меняться направления, формы и способы работы Контрольного комитета. Обсудим эти вопросы через год.

Регионы

kravcov
Государство и градостроительство