joomla templates РСК

Российский Союз строителейlogo

Взаимодействие института саморегулирования и власти

IMG_8180_opt

Константин Кижель, помощник президента Российского союза строителей, статс-секретарь президента НП «Объединение генподрядчиков в строительстве».

Построение полноценного правового государства невозможно без окончательно сформировавшегося гражданского общества, неотъемлемым элементом которого является свобода реализации субъектами их гражданских прав и интересов. Провозглашенная в ст. 8 Конституции РФ свобода экономической деятельности предполагает развитие необходимых для становления гражданского общества начал самоуправления и автономии в экономической сфере. Воплощением этого, в частности, является объединение предпринимателей в саморегулируемые организации (СРО) в различных сферах деятельности.

Появление саморегулируемых организаций в России несколько лет назад было обусловлено назревшей необходимостью образования определенной системы неправительственных институтов, обладающих достаточным влиянием для налаживания эффективного диалога между государством и деловым сообществом, уравновешивания власти государства, перераспределения ответственности, оказания содействия в поддержании законности и правопорядка, осуществления функций улаживания споров и конфликтов между противоречащими групповыми интересами и т.д.

СРО как некоммерческие объединения, действующие на основе саморегулирования и объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства работ, товаров и услуг, во многом справляются с вышеперечисленными функциями. В то же время деятельность этих институтов в нашей стране до сих пор вызывает горячие споры. Попытаемся вкратце рассмотреть, насколько оправданным является создание и развитие системы саморегулируемых организаций в нашей стране и какие проблемы возникают на их пути.

Следует отметить, что вступление в саморегулируемую организацию является строго добровольным. Для ее участников это, в первую очередь, возможность реализации своих прав и защита интересов в отношениях с государством и с другими социальными субъектами. Несмотря на то, что права субъектов экономической и другой деятельности защищаются законодательно, учитывая, что социальные отношения настолько многообразны и непредсказуемы, формальное нормативное регулирование работает не во всех случаях.

Во-вторых, саморегулируемые организации, объединяя профессионалов в той или иной сфере, дают их участникам возможность влиять на государственную политику в соответствующей сфере. Правила и стандарты саморегулируемых организаций при предъявляемых к ним обязательных требованиях, таких, как прозрачность, публичность, активная регулятивная роль в упорядочении предпринимательских отношений и др., как правило, являются более гибкими, чем нормы, устанавливаемые государством. К тому же они легче адаптируются к изменяющимся обстоятельствам. Именно это позволяет участникам рынка непосредственно воздействовать на политику СРО, которым передаются отдельные функции государственных органов.

При этом субъекты, объединенные в саморегулируемую организацию, обобщая свой профессиональный опыт, способны представить государству свое узконаправленное видение по вопросам формирования и реализации государственной политики, скорректировать нормативно-законодательную базу, затрагивающую их деятельность. В результате работы по актуализации нормативных документов, которая проводилась с участием Национального объединения проектировщиков и СРО НП «Объединение градостроительного планирования и проектирования», Минрегионом России утверждены соответствующие Своды правил.

Реальное участие СРО в законодательном процессе, как на уровне федеральных органов исполнительной власти в качестве полноправных партнеров, так и в качестве экспертных органов, при обсуждении законопроектов в Федеральном Собрании.

Таким образом, посредством СРО осуществляется своего рода массовое лоббирование профессиональных интересов от лица членов профессионального сообщества.

Делегирование полномочий государством в пользу СРО для реализации ими тех или иных функций в различных сферах предполагает снятие с государственных органов ответственности за деятельность участников организации. В ситуации со СРО объектом самоконтроля становятся не только собственные разработанные и утвержденные правила и стандарты, регулирующие деятельность членов данной организации, но и санкции, применяемые к участникам в случае их несоблюдения. Это способствует формированию стандартов качества, определяемых самими организациями, а также ужесточению внутреннего контроля по их соблюдению. При этом появляется и налаживается система коллективной ответственности. Формирование компенсационного фонда на базе саморегулируемой организации является своего рода гарантией коллективной ответственности.

Очевидно, что нами рассмотрена лишь небольшая часть вопросов, связанных с деятельностью СРО. В качестве положительных моментов в деятельности саморегулируемых организаций также можно отметить предоставление их членам различных преференций и льгот, повышение деловой репутации в глазах государства и других субъектов профессиональной деятельности, возможность заручиться поддержкой СРО при возникновении конфликтных, кризисных ситуаций, урегулирование споров и др.

Наряду с позитивными сторонами в деятельности саморегулируемых организаций, изучение функционирования СРО в России выявляет значительные трудности, возникающие в настоящее время перед этими организациями. Проблематика социального саморегулирования и его институционализации в нашей стране до сих пор представляется недостаточно разработанной. Не описаны возможные пути развития СРО, нет окончательного понимания степени участия институтов саморегулирования в государственной системе управления, отсутствуют четкие законодально-правовые нормы деятельности этих организаций в различных сферах.

При безусловной необходимости развития системы саморегулирования в нашей стране к вопросам делегирования части функций государственных органов саморегулируемым организациям следует подходить с учетом особенностей развития нашего общества и государства в целом, опираясь на опыт западных стран, значительно продвинувшихся в этом направлении.

Регионы

kravcov
Государство и градостроительство