joomla templates РСК

Российский Союз строителейlogo

Ремонт – тест на совместимость

NewZastavka_opt

К вопросу нормирования обеспечения требуемого качества работ при ремонте железобетонных конструкций транспортных сооружений.

В последние десятилетия значительно возросли объемы возведения различных конструктивных элементов транспортных сооружений из монолитного бетона, а также объемы реконструкции и ремонта объектов из сборного железобетона. Обеспечение требуемых потребительских свойств возводимых новых, реконструируемых и ремонтируемых действующих объектов потребовало современных подходов к разработке эффективных технологий ремонтных работ на базе использования современных материалов, удовлетворяющих запросам заказчиков и требованиям эксплуатации различных видов транспортных сооружений.

Выполнение ремонтно-восстановительных работ на всех стадиях должно регулироваться общими правилами, находящимися в рамках определенных нормативно-технических документов.

Наличие пробелов в правилах технического нормирования по проектированию и выполнению строительно-монтажных и ремонтных работ, отсутствие в последние годы даже минимальной координации при разработке нормативно-технических документов, использование принципа: «что официально не запрещено, то можно делать», к сожалению, часто приводит к тому, что на рынок попадают материалы низкого качества, а ремонтные работы выполняются на низком уровне.

В своих посланиях Федеральному cобранию в 2009 и 2010 гг. Президент РФ Д.А. Медведев поставил задачу привести технологии
и стоимость строительства инфраструктурных объектов в соответствие с общепринятыми международными стандартами, гармонизировать технические номы и регламенты с соответствующими нормами Евросоюза.

В настоящее время назрела необходимость разработки новых унифицированных нормативно-технических документов, учитывающих специфику России и не уступающих по своим параметрам нормативным документам, уже имеющимся в зарубежных странах. При разработке таких документов особое внимание должно быть уделено, в том числе, качеству ремонта железобетонных конструкций.

Качество работ по ремонту железобетонных конструкций зависит от правильной организации работ по проведению ремонта, обоснованного выбора ремонтных материалов и применения современных технологий, апробированных на практике.

Все перечисленные элементы должны находить отражение в разрабатываемых нормативно-технических документах на выполнение ремонтных работ.

Было бы целесообразно отразить в нормативных документах хотя бы рекомендуемый перечень работ, которые следует осуществлять в ходе ремонта. В частности, при разработке проектов ремонта железобетонных конструкций или технологических регламентов на производство ремонтных работ, следует узаконить обязательное обследование конструкций с составлением соответствующих актов. Также необходимо производить классификацию обнаруженных повреждений и трещин, устанавливать возможные причины их возникновения.

При этом в техническом задании на разработку проекта ремонтных работ необходимо указать ожидаемое время эксплуатации объекта после ремонта, продолжительность межремонтных сроков, ожидаемую стоимость работ.

В эксплуатируемых конструкциях транспортных сооружений обнаруженные в ходе обследования повреждения целесообразно разделить по характеру влияния на несущую способность на три группы:

I группа – повреждения, практически не снижающие прочность и долговечность конструкции (поверхностные раковины, пустоты; трещины, в том числе усадочные и учтенные расчетом, раскрытием не свыше 0,2 мм, а также те, у которых под воздействием временной нагрузки и температуры раскрытие увеличивается не более чем на 0,1 мм; сколы бетона без оголения арматуры и т.п.);

II группа – повреждения, снижающие долговечность конструкции (коррозионно-опасные трещины раскрытием 0,2 мм и трещины раскрытием более 0,1 мм в зоне рабочей арматуры предварительно напряженных пролетных строений, в том числе вдоль пучков под постоянной нагрузкой; трещины раскрытием более 0,3 мм под временной нагрузкой; пустоты, раковины и сколы с оголением арматуры; поверхностная и глубинная коррозия бетона и т.п.);

III группа – повреждения, снижающие несущую способность конструкции (трещины, не предусмотренные расчетом ни по прочности, ни по выносливости; наклонные трещины в стенках балок; горизонтальные трещины в сопряжениях плиты и пролетных строений; большие раковины и пустоты в бетоне сжатой зоны и т.п.).

Видится необходимость, чтобы указанные организационно-технические аспекты были систематизированы на должном методическом уровне и узаконены во вновь создаваемых СНиПах и ГОСТах.

Одной из важнейших задач при проведении ремонтных работ является выбор ремонтного материала.

Для обеспечения эффективного ремонта бетонных и железобетонных конструкций и выбора требуемых материалов необходимо иметь определенную концепцию, четко устанавливающую последовательность выполнения различных работ, позволяющих обосновать правильный выбор материала, необходимого для ремонта.

На практике обычно планируется ремонтировать конструкции с использованием материалов, подобных материалу ремонтируемой конструкции. При выборе материала необходимо не просто соблюдать это правило, но и обеспечивать требования по совместимости материалов, так как одинаковые материалы по ряду признаков могут быть несовместимыми.

Совместимость – это соотношение между физическими, химическими и электрохимическими характеристиками и размерами материалов, составляющими ремонтный и существующий состав. Несовместимость материалов является главной причиной некачественного ремонта.

Совместимость материалов подразумевает характер их поведения как в затвердевшем, так и в незатвердевшем состоянии. Она базируется на физических основах взаимодействия ремонтируемого и ремонтного материалов.

При выборе ремонтных материалов требуется соблюдать определенные принципы совместимости свойств ремонтных и существующих материалов, основные из которых приведены в таблице.

В ходе разработки технических решений по ремонту следует ориентироваться на современные материалы и технологии, обеспечивающие при условии правильного выбора продление срока службы конструкций на срок от 15–20 до 30–40 лет.

Следует учитывать, что при толщине ремонтного слоя несущих конструкций более 10 см можно применять обычные бетоны, хотя в ряде случаев требуется обеспечить безусадочность цемента. При толщине ремонтного слоя менее 10 см следует применять бетоны из специальных сухих смесей. Такие же бетоны применяют при малых объемах работ.

При ремонте вертикальных, потолочных и наклонных поверхностей рекомендуется использовать тиксотропные бетоны из сухих смесей. При значительной (свыше 10%) потере площади сечения арматуры вследствие коррозии в качестве оптимальных ремонтных составов могут использоваться специальные фибробетоны, изготовленные из сухих смесей. Благодаря высокой прочности на растяжение такие бетоны компенсируют снижение несущей способности арматуры.

Особого внимания заслуживает лечение трещин в конструкциях. Трещины в конструкциях разделяют на активные и неактивные. Активные трещины могут изменять ширину раскрытия под воздействием нагрузки и изменений температуры. Неактивные трещины не меняют раскрытия при внешних воздействиях.

Активные (дышащие) трещины могут обращаться в неактивные за счет соответствующего усиления конструкции, восстанавливающего её монолитность. Другой вариант ремонта активных трещин: наполнение их мастикой или эластичной эпоксидной смолой, не подверженной разрывам при изменении их раскрытия.

Для лечения активных трещин в конструкциях мостов и тоннелей в последнее время нашли широкое применение эластичные эпоксидные смолы ЭЛД-283 и ЭЛД-552, применение которых оказалось целесообразным в увлажненных условиях и при притоке грунтовых вод. Неактивные трещины герметизируют инъецированием в них состава, склеивающегося с бетоном, но не способного предотвратить изменения раскрытия при внешних воздействиях.

Для герметизации волосяных трещин используют хрупкие и эластичные защитные покрытия, создающие пленку на поверхности бетона.

В заключение еще раз отмечаю актуальность современного нормирования, в том числе, работ при ремонте железобетонных конструкций транспортных сооружений. Необходимо привести к единому знаменателю соответствующие требования и положения вновь создаваемых СНиПов и ГОСТов к европейским стандартам и еврокодам.

Литература

1. Руководство по ремонту бетонных и железобетонных конструкций транспортных сооружений с учетом обеспечения совместимости материалов. М., ОАО «Научно-исследовательский институт транспортного строительства» (ОАО ЦНИИС), 2010.

2. Руководство по ремонту бетонных и железобетонных конструкций автодорожных мостов полимерными составами. М., НИЦ «Мосты» ОАО ЦНИИС, 1998.

3. Указания по ремонту бетонных и железобетонных конструкций эксплуатируемых мостов и труб. М., МПС, 1975.

4. Рекомендации по устранению дефектов и повреждений железобетонных конструкций. М., Гормост, 1991.

5. Технологические правила ремонта каменных, бетонных и железобетонных конструкций железнодорожных мостов. М., ОАО РЖД, 2005.

А.В. Гинзбург, кандидат технических наук, профессор ГАСИС

Регионы

kravcov
Государство и градостроительство