joomla templates РСК

Российский Союз строителейlogo

Большой театр – большие перемены

white_foio_opt

Реконструкция Большого театра – очень сложный в техническом отношении проект, аналогов которому нет в мире. Некоторые виды работ по Большому театру просто уникальны, в мире существуют лишь одна-две компании, способные их выполнить. Это связано не только с особенностями самого здания, но и с его расположением в сложных гидрогеологических условиях. Прежде чем приступить к реконструкции, историческое здание пришлось в буквальном смысле приподнять и с ювелирной точностью поставить на новый фундамент. И, тем не менее, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО театр сохранился как памятник и одновременно вобрал в себя новейшие технологии.

Активная фаза работ по реконструкции, реставрации и технологическому оснащению основного здания ГАБТ России началась 2 июля 2005 г., когда здание было закрыто для творческо-постановочной деятельности. В октябре 2011 г. главный театр страны снова откроет свои двери и поднимет занавес для премьеры балета «Спящая красавица» в постановке Юрия Григоровича. За ней последуют гастроли театра «Ла Скала». Так что очень скоро знатокам предстоит по достоинству оценить его великолепное убранство, а профессионалам – опробовать его новую сцену и уникальную акустику.

Что касается сценического комплекса, то у театра, по всей видимости, нет и долго не будет аналогов в России. Во-первых, появилась более современная арьерсцена – задняя часть сцены, которая является продолжением основной сцены и служит резервным помещением для установки декораций, создающих иллюзию пространства большой глубины. Новая, реконструированная площадка Большого театра будет предназначена для монтажа и быстрой смены декораций. Быстро менять декорации позволит особый двухъярусный механизм и семь подъемно-опускных площадок, которые смогут одновременно приводиться в движение. Таким образом, сцена сможет оживать настолько, насколько хватит фантазии и режиссерского замысла. Все это позволит устанавливать декорации как на уровне сцены, так и на уровне трюма и разворачивать ее в самых разных направлениях и наклонах. За короткие минуты антракта можно будет подготовить заднюю сценическую или балетную фуру к спектаклю. В Большом установлен первый в России специальный гидравлический привод для механизмов сцены, который и будет приводить многотонную конструкцию в движение.

В октябре 2010 г. завершен монтаж верхней механизации арьерсцены Большого театра, которая состоит из 21 лебедки штанкетных подъемов с подвижными механизмами для подъема-опускания верхних сценических декораций. В ноябре минувшего года закончена установка семи двухъярусных подъемно-опускных сценических платформ, из которых состоит сцена театра. Сейчас продолжаются полномасштабные работы по монтажу оборудования в оркестровой яме.

Вначале были установлены так называемые ригельные башни, которые составляют основу подъемно-опускных платформ. Сердцем всего сценического организма является гидравлическая станция, которую монтировали следом за башнями на глубине 20 м под сценой. Она обеспечивает точное позиционирование, плавность хода, скорость подъема и опускания, и на сегодняшней день является крупнейшей в Европе. Устанавливали станцию специалисты компании Bosch Rexroth под контролем специалистов службы заказчика ФГУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации».

В театре появится подземный концертный зал, который будет предназначен для проведения камерных концертов хора и оркестра. Здесь будет установлено не менее уникальное подъемно-опускное механическое оборудование. Платформы сцены и зрительного зала смогут принимать два фиксированных положения. Днем это помещение можно будет использовать для раздельных и совместных репетиций оркестра и хора, а по вечерам – проводить камерные концерты или представительские мероприятия.

Обновление главного театра страны предусматривает не только создание современного сценического комплекса, но и обязательное переоснащение и реконструкцию производственно-складского комплекса. Раньше декорации и сценический реквизит хранили в нескольких ветхих и проржавевших металлических строениях на улице Плеханова. И вот сейчас, наконец, все это сможет переехать обратно в театр. В 2005 г. был разработан проект реконструкции производственно-складского комплекса. Сейчас уже завершается второй этап строительства административно-производственного корпуса ПСК. Работы по реконструкции всего комплекса будут завершены в июне 2011 г., что сделает Большой театр одним из самых технологически совершенных музыкальных театров мира.

В результате строительных работ площадь театра увеличится на 50 тыс. кв. м. Он получит новые вестибюли, буфеты и дополнительный склад, рассчитанный на четыре-пять ближайших спектаклей. В подземной части будет расположено большое количество новых технических, бытовых и служебных помещений, необходимых для нормальной работы такого сложного организма, как театр. Так, в марте минувшего года руководству театра представлены на согласование эталонные гримерные мастерские, визуализация которых позволила выявить их недостатки и достоинства. С учетом замечаний и пожеланий заканчиваются работы в остальных гримуборных.

Но если «сердце» театра – это его сцена и декорации, то «лицом» его по праву считается само здание, а если быть точнее – его фасад и внутреннее убранство. На сегодняшний день полностью отреставрирована колоннада главного портика южного фасада, скульптурная группа «Квадрига Аполлона», по периметру здания со стороны улицы Петровка и Щепкинского проезда заново воссозданы по архивным источникам чугунные галереи, возвращена знаменитая звонница (Большой – единственный в мире театр оперы и балета, в распоряжении которого есть собственная звонница. Во всем мире колокольные перезвоны в операх «Борис Годунов» или «Иван Сусанин» имитируют ударные симфонического оркестра, в большом же – это «партия» настоящих церковных колоколов). Полностью восстановлена система жизнеобеспечения театра, его инженерные коммуникации.

Реставрационные работы завершены на 90%, в канун Нового года завершены реставрационные работы в исторических помещениях – фойе и залах Главного вестибюля, Белом фойе, Хоровом, Экспозиционном, Круглом и Бетховенском залах. Установлены российские гербы образца 1856 г., завершена укладка мозаичных полов.

Чтобы воссоздать акустику зала XIX в., было восстановлено 893 кв. м папье-маше, установлены перегородки из специальной резонансной ели, оркестровая яма сооружена в виде так называемой акустической «раковины». Даже деревянный каркас, на котором держится расписной плафон, именуют по-музыкальному, декой. Завершены работы и по деке пола, по восстановлению деревянных бортиков по ярусам, установлены входные дверные блоки из зала в коридоры.

Чтобы «спящая красавица» пробудилась ото сна, потребуется совсем немного. Предстоит завершить подготовку гримерных, установить старинную люстру зрительного зала, историческую мебель, словом, вдохнуть театральную жизнь. В завершающей стадии сейчас находятся укладка паркетных полов на ярусах, работы по реставрации деки потолка и живописного плафона. В циркульных коридорах исторической части завершаются работы по отделке сводов и стен.

Реконструкция главного театра страны – почетная и в то же время ответственная миссия. Процесс этот контролирует целая плеяда высококлассных специалистов, к общему делу сопричастны и авторский надзор проектировщика, и члены экспертного совета, и технадзор заказчика. Мониторинг за состоянием конструкций и регламентом работ ведут специализированные организации, а для управления всем процессом действует межведомственная рабочая группа под руководством заместителя руководителя Администрации Президента РФ А. Беглова и министра культуры России А. Авдеева. Группа состоит из руководителей организаций, непосредственно участвующих в этом проекте. Всего на знаковом объекте задействовано несколько тысяч строителей разных специальностей.

Регионы

kravcov
Государство и градостроительство