joomla templates РСК

Российский Союз строителейlogo

Архитектор времени

DSC_0144_opt

«Прошло чуть больше 20 лет, как не стало Посохина, но только сейчас мы начинаем понимать всю значимость его творчества», – эти слова главного архитектора Москвы Александра Кузьмина стали лейтмотивом празднования 100-летия со дня рождения архитектора Михаила Васильевича Посохина.

13 декабря в Москве была открыта мемориальная доска со скульптурным изображением выдающегося зодчего. Ее разместили на знаменитой сталинской высотке на площади Восстания. Такой выбор не случаен – этот дом Посохин проектировал и какое-то время в нем жил.

На торжественное открытие мемориальной доски и вечер памяти М.В. Посохина, который прошел в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, собрался весь архитектурный бомонд Москвы. Юбилейные торжества стали хорошим поводом не только вспомнить определенные этапы развития отечественной архитектуры, но и задуматься о будущем.

– Открытие мемориальной доски архитектора посохина – особое событие для нашего архитектурного цеха, – подчеркнул А. Кузьмин. – Михаил Васильевич Посохин – последний представитель российских титанов от архитектуры. Главный архитектор Москвы, он на протяжении 20 лет реализовывал градостроительные планы столицы, в которых, собственно, мы и живем по сей день. Посохин – автор генплана Москвы 1971 г. Развивая институт генплана, он первым создал подразделение, которое занималось перспективным развитием города. Все, что построено сегодня до МКАДа, все новые районы – это его планировки.

– Посохин – архитектор времени. Говорить об одном каком-то стиле М.В. Посохина, наверное, нельзя, – считает ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский. Он насчитал несколько стилей, присущих архитектору в разные этапы его творчества.

Начинал он с промышленной, индустриальной архитектуры. Первые творческие шаги будущий академик делает в проектной мастерской Кузнецкстроя, создававшей легендарный Кузнецкий металлургический комбинат.

В 25 лет молодой архитектор уезжает в Москву, где работает в мастерской академика Алексея Викторовича Щусева. Так начинается новый этап в его творчестве. Его работы в стиле советского неоклассицизма хорошо известны. За проект высотного 

здания на Кудринской площади (во времена СССР – Площадь Восстания) архитектор получил в 1949 г. Сталинскую премию. Кстати, это здание специалисты оценивают как самое удачное из всех семи сталинских высоток, своеобразной формулой того, как надо «строить в столице».

Само время требовало от Посохина новых решений. Когда в Москве началось расселение коммуналок и массовое жилищное строительство, архитектор вновь обращается к индустриальной архитектуре. В конце 1950-х Посохин стал одним из первых архитекторов, активно применявших принципы сборного домостроения (каркасно-панельные дома на улице Куусинена, 1956–1957 гг.).

«Он был одним из зачинателей массового жилья в столице, – отмечает первый заместитель главного архитектора Москвы Юрий Григорьев. – Спроектированное им Северное Чертаново до сих пор считается одним из наиболее удачных решений комплексной застройки».

И, наконец, – монументальная архитектура эпохи величия Советского Союза. К этому периоду относятся Кремлевский Дворец съездов, комплекс зданий СЭВ, Новый Арбат.

Новый Арбат, в то время проспект Калинина, по словам сына мэтра, академика архитектуры М.м. Посохина, производил на них, тогда еще молодых людей, неизгладимое впечатление. «Огромные витрины, высотные дома – мне казалось, что я попал в какую-то иную страну», – признается Посохин-младший.

Замысел Нового Арбата родился у Посохина-старшего в период его тесного взаимодействия с художниками-монументалистами. Каждое здание проспекта, начиная от кинотеатра «Октябрь» и заканчивая пивбаром «Жигули» – наглядное тому подтверждение.

Посохин был одним из немногих советских архитекторов, которым «партия и правительство» поручали возводить здания за рубежом. И они вполне заслуженно привлевали внимание и публики, и архитектурной общественности. Среди них – павильоны СССР на ЭКСПО-67 в Монреале и ЭКСПО-70 в Осаке.
В павильоне на ЭКСПО-70 достигнута высшая степень экспрессии, доступная формам новой архитектуры: зримый образ вздыбленного и развевающегося красного знамени реял над Международной выставкой. Посохин также проектировал комплекс зданий посольств СССР в столицах Бразилии, США и Испании.
В 1960–1970 гг. мастер проектирует крупные общественные сооружения, по сей день остающиеся украшением столицы. Среди них проекты Института технической эстетики, Дома знаний, Дома мира и дружбы, Информационно-коммерческого центра Минприбора и другие. Как главный архитектор города Москвы Михаил Васильевич много сил вложил в общую подготовку столицы к Олимпиаде-80. Сам он непосредственно участвовал в создании наиболее значительного олимпийского объекта – грандиозного спортивного комплекса на проспекте Мира.

О синтезе монументального искусства и архитектуры, который широко использовал в своем творчестве М.В. Посохин, говорил на юбилейных торжествах президент Российской академии художеств Зураб Церетели. Вспоминая совместную работу с мастером над комплексом курортных зданий в Пицунде, Церетели сказал: «Посохин сам хорошо рисовал и любил художников. И при создании новых проектов всегда привлекал их к работе. К сожалению, сегодня этот синтез во многом утрачен».

Президент Академии архитектуры Алексей Кудрявцев отметил удивительное свойство М.В. Посохина – дар видеть перспективу. «Его творческий путь – это воплощение мечты о том, каким должен быть архитектор, – сказал он. – Он обладал редкой способностью предвидеть будущее, то, что определяет путь развития зодчества».

Эту же мысль развил скульптор Александр Бурганов: «Мы еще только мечтали, искали и надеялись, что будет открыт путь в великое пространство западной культуры, архитектуры, а он уже это делал».