Fri05182012

Комплексное освоение территории новой Москвы

_2_opt12

Илья Насонов, профессор, доктор технических наук; Антон Долгов, генеральный директор ОАО «Горнопроходческих работ №1», действительный член Академии горных наук.

С момента реорганизации Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы многое сделано положительного в строительстве жилья, социальных объектов, в развитии транспортной системы, метростроении. Так, по официальным данным (см. журнал «Российский строительный комплекс» №2, 2012 г.) объем строительства в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличился на 16,8% в том числе жилья – на 19,2%, дорог – на 92,7%, инженерных коммуникаций – на 75%, линий и станций метрополитена – на 60,7%, капитальных гаражей – на 117,2%, гостиниц – на 141,6%. Впервые, благодаря реализации адресной инвестиционной программы, городу удалось значительно сократить объем незавершенного строительства.

Реализация централизованной интеллектуальной программы развития транспортной системы Москвы, по данным председателя некоммерческого партнерства «Интеллектуальные транспортные системы – Россия» В. Крючкова, уже в ближайшие годы позволит на четверть снизить время задержки транспорта во время движения по магистралям мегаполиса, повысить пропускную способность дорожной сети до 15%, увеличить среднюю скорость движения на 17% и значительно снизить расход топлива и выброс вредных газов в атмосферу.

Большие заделы в 2011 г. сделаны в области разработки предпроектной и проектной документации по программе развития Московского транспортного узла, в частности, по вылетным автомагистралям, строительству метрополитена, развязок на МКАД, развитию Московского железнодорожного узла и другим объектам. Ведутся работы по продлению 9-ти линии метрополитена общей протяженностью 45,7 км, по строительству 20-ти станций и 6-ти электродепо. Конечно, всё, что было начато ранее в строительстве города, необходимо продолжить и достойно завершить.

Вместе с тем, хотя прошло мало времени с момента принятия решения о расширении территории г. Москвы, желательно было бы больше информировать общественность Москвы и ее жителей по уже имеющимся планам комплексного освоения новой территории. Следует согласиться с директором Департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики Министерства регионального развития РФ Д. Шаповалом в том, что необходимо более активно переходить от стихийного строительства точечной и уплотненной застройки к строительству, особенно на новых территориях, в котором были бы органично увязаны планы застройки жилья, социально-бытовых объектов, транспорта, инженерных коммуникаций и др. – переходить к комплексному освоению территорий (КОТ).

В этой связи, в порядке обсуждения различных предложений в рамках КОТ, желательно было бы, с учетом имеющегося строительного опыта и тех ошибок, которые были допущены ранее, более детально рассмотреть хотя бы четыре вопроса: планы строительства недвижимости, развитие транспортной системы, прокладку инженерных коммуникаций и строительство подземных сооружений социально-бытового назначения.

1. Как указывалось ранее, при расширении территории города в состав Москвы будет включено два городских округа, 19 городских и сельских поселений. На новой территории планируется построить около 60 млн кв. м жилья и около 45 млн кв. м коммерческой недвижимости, перенести из центра Москвы часть федеральных государственных учреждений. Надо полагать, что приоритет в наземном строительстве, как считают многие специалисты, следует отдать малоэтажному строительству. Следовало бы уже сейчас сделать различное архитектурно-планировочное размещение жилых, административных и социально-бытовых зданий, как высотных, так и малоэтажных, с учетом имеющейся транспортной системы и сооружений инженерного обеспечения на новой территории. Наличие такого перспективного плана размещения недвижимости позволит более обоснованно и более грамотно решить проблемы с развитием сети городского транспорта, коммунально-инженерного и социально-бытового обеспечения.

2. При всей огромной значимости в развитии транспортной системы Московского региона на длительную перспективу, по мнению ряда специалистов-профессионалов, в т.ч. главного инженера ГУП НИиПИ Генплана Москвы М. Крестмейна, «приоритет следует отдать развитию скоростных видов общественного транспорта, прежде всего строительству новых веток метрополитена и протяжению уже действующих».

В этой связи очевидно, что наряду с реконструкцией автомагистралей Киевского, Калужского и Варшавского шоссе, использованием новых видов скоростных трамваев, скоростных автомаршрутов, внедрением интеллектуальной централизованной системы управления транспортом, единой диспетчеризации всех видов транспорта через спутниковую систему ГЛОНАСС, возможно, потребуется дополнительная прокладка еще двух новых транспортных магистралей между действующими шоссе. В этом случае, на длительную перспективу, приоритет вместо магистралей следует отдать строительству линий метрополитена мелкого заложения. При этом при оценке и принятии решения следует учитывать стоимость земли.

3. Не меньшее значение, чем развитие транспортной системы, приобретает строительство сети инженерных коммуникаций. Существующая практика прокладки инженерных коммуникаций различными ведомствами (Мосэнерго, Москабель, Мосгаз, Моводоканал и др.) приводит к крайне негативным последствиям, как при строительстве инженерных коммуникаций, так и при их эксплуатации.

В связи с этим при принятии решения о комплексном освоении новой территории города в части инженерного обеспечения желательно было бы рассмотреть вариант прокладки инженерных коммуникаций параллельно наземным и подземным транспортным магистралям в проходных коллекторных тоннелях большого сечения общего назначения (пользования). Совершенно очевидно, что по своей мощности коммуникации должны быть рассчитаны не только на обеспечение ныне существующих зданий, сооружений двух городов и 19 городских и сельских поселений, но и на максимальное обеспечение новых зданий и сооружений в длительной перспективе в связи с расширением территории города Москвы и новой застройки 60 млн кв. м жилья и около 45 млн кв. м коммерческой недвижимости, а также перевода части федеральных государственных учреждений, находящихся в центре Москвы.

Следует также иметь в виду, что при инженерном обеспечении жизнедеятельности города возникает проблема экологического нарушения безопасности, связанной со снижением напора артезианских питьевых вод и подтоплением значительных территорий города за счет инфильтрации в горный массив канализационных отходов. К сожалению, этой проблеме еще мало уделяется внимания, но решать ее необходимо. Поэтому, возможно, уже сейчас в рамках «КОТ» желательно отвод канализационных и поверхностных сточных вод со всей новой территории города осуществлять в канализационных трубах, размещенных в проходных коллекторах общего назначения. Это еще один довод о необходимости закрытой прокладки магистральных инженерных коммуникаций параллельно транспортным магистралям, в том числе и метрополитена на новой территории города. Что касается технологии строительства инженерных коммуникаций, то они, по нашему мнению, должны быть глубокого заложения и осуществляться шахтным «закрытым» способом, возможно, с применением механизированных щитовых комплексов.

4. Строительство подземных объектов социально-бытового назначения, торговли продовольственными и промышленными товарами, спортивно-оздоровительных, культурных, медицинских и др. объектов и места размещения таких объектов должны определяться из необходимости оказания жителям города различных услуг, так называемых «на ходу», по пути следования на работу, с работы без использования специальных поездок. Желательно в одном таком сооружении иметь комплексное оказание услуг различного назначения.

Таким образом, необходимо иметь подземные сооружения больших размеров (камерного типа). В основном такие сооружения должны быть привязаны к транспортным магистралям и, в первую очередь, к станциям метрополитена. Учитывая большие размеры подземных сооружений (камерного типа), желательно располагать их на сравнительно большой глубине от поверхности земли, возможно, в отложениях плотных синих глин, или при их строительстве необходимо использовать специальные способы, в частности, способ замораживания грунтового массива, как наиболее надежный по сравнению с другими специальными способами, хотя и более дорогой.

Технология сооружения подземных объектов больших сечений достаточно хорошо разработана в Московском государственном строительном университете и не вызывает каких-либо сомнений, в том числе и с применением специальных способов строительства.

Таким образом, для грамотного выполнения подземного строительства в больших объемах и в весьма сложных геологических условиях следовало бы еще раз рассмотреть возможность необходимости создания (возрождения) специализированных организаций по строительству вертикальных стволов, протяженных горизонтальных выработок и сооружений камер больших сечений.