Thu05172012

Петр Аксенов: Хорды, кольца, развязки – «поедет» ли Москва быстрее?

DSC_0003_opt

Реакция москвичей на заявленные властями планы по расширению столицы неоднозначна. Вопросов много, и самое главное опасение вызывает транспортная ситуация: Москва и сегодня задыхается от пробок, а что будет, если границы ее расширят еще в 2,5 раза, справится ли город с таким увеличением территории, готовы ли к этому наши дороги? Что уже сегодня делается для того, чтобы избежать транспортного коллапса? И можно ли надеяться на то, что в будущем Москва все-таки поедет быстрее? Ситуацию прояснял в беседе с корреспондентом «РСК» первый заместитель руководителя департамента строительства Петр Аксенов.

Насчет того, поедет ли город быстрее и когда, однозначного ответа не дам – известно, что Москва ежегодно прирастает 300 тысячами автомобилей. Во всяком случае, власти города делают все, чтобы этот момент приблизить. Принятая московским правительством дорожно-транспортная стратегия, основным заказчиком по реализации которой и является наш департамент, существенно отличается от всех предыдущих подобных программ. И прежде всего своей направленностью, по сути, она демонстрирует совершенно иной подход к проблеме. На сегодня главное – не просто увеличить объемы дорожного строительства, но сделать сам город комфортнее для передвижения москвичей. Именно поэтому приоритеты в первую очередь отданы развитию общественного транспорта. А для этого необходимо обеспечить высокую пропускную способность основных городских магистралей, включая мероприятия по обустройству специальных выделенных полос для тех же автобусов, троллейбусов, трамваев. Объем таких полос, которые мы планируем ввести в ближайшее время, действительно беспрецедентен. Без малого 241 км выделенных полос для общественного транспорта появится только на первых 9 вылетных магистралях, предназначенных под реконструкцию. И это не миф, часть из них появится в городе уже в этом году, часть в следующем. Всего же таких магистралей 19, значит, и объем выделенных полос будет соответственно расти. Причем все эти планы имеют реальную финансовую основу. Адресно-инвестиционная программа утверждена на три года, это значит, что мы имеем четкие ориентиры на развитие транспортных артерий города.

Как вы относитесь к тому, что масштабное строительство дорог, к примеру, то же Четвертое транспортное кольцо, приостановлено, как говорят, из-за дороговизны самих проектов?

По большому счету такие проекты никто не закрывал. Просто сместились акценты. Сегодня разработано решение использовать построенный участок ЧТК от Шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе как часть северо-восточной хорды. Дальше маршрут этой хорды идет от Измайловского до Щелковского шоссе и через Открытое шоссе выходит на Ярославку, а оттуда через Бусиновскую развязку приходит к скоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург. С другой стороны, трасса пройдет от Шоссе Энтузиастов вдоль железной дороги по улице Малый Казанец к развязке Вешняки – Люберцы, которая является одним из элементов северо-восточной хорды, и выйдет через территорию Кожухово к границам Московской области, к трассе Москва – Ногинск – Казань. Получились две артерии, связующие районы Москвы с областью, выходящие на скоростные трассы. В конечном итоге северо-западная хорда, северо-восточная и южная рокада составят замкнутую дополнительную магистраль, призванную разгрузить Третье транспортное кольцо, Садовое кольцо и МКАД. Так что идея «большого» дорожного строительства не ушла, просто она откорректирована с учетом изменений транспортных потоков.

Не секрет, что строительство развязок долгое время отставало от основного строительства дорог. В результате мы имеем то, что имеем. Делается ли что-то для того, чтобы ликвидировать такое отставание?

Да, развязки на сегодняшний день являются одним из болевых моментов дорожно-транспортной ситуации в городе. Проблемой модернизации развязок сегодня занялись вплотную. Собственно, для себя мы их делим на две категории. Первая – это те развязки, которые подлежат модернизации при реконструкции МКАД. Здесь и по сей день ситуация крайне сложная. За примерами и ходить далеко не надо, это то, с чем мы сталкиваемся каждый день. Построили, к примеру, Звенигородское шоссе, сделали скоростную бессветофорную магистраль. Причем труд в этот проект вложен колоссальный – мало того, что проложен Серебряноборский тоннель, расширены трассы от ММДЦ-Сити до кольцевой дороги. И все равно транспортные потоки стояли – все упиралось в старую, двухполосную развязку Звенигородки со МКАДом. Сейчас, когда эта развязка, мощная с хорошей пропускной способностью, широкой эстакадой, построена и введена в эксплуатацию, естественно, пробок не стало. Так что реконструкция МКАДовских развязок это особая тема, она может и влияет на транспортную ситуацию в городе в целом. Поэтому в ближайших планах правительства – построить и реконструировать 15 новых развязок на МКАДе. Все они уже в работе, часть уже строится в этом году, часть проектируется, что-то переходит на следующий год. Но к 2015 году эта программа должна быть завершена. Такую задачу ставит перед нами правительство Москвы.

Конечно, новые, более мощные развязки на МКАДе необходимы, но ведь не только там?

А это уже вторая категория развязок, над которой мы тоже начали работать, те, что строятся при реконструкции вылетных магистралей. Сейчас активно идет реконструкция Варшавского шоссе. В рамках проекта мы параллельно делаем съезды – выезды с основной трассы на МКАД. Кроме того, будет построена транспортная развязка на пересечении улиц Дорожной и Подольских Курсантов. Это даст возможность беспрепятственно двигаться по ул. Дорожной от МКАД через Подольских курсантов, а оттуда транзитом по Варшавскому шоссе.

В рамках реконструкции Каширского шоссе строится мощнейший тоннель – развязка по Пролетарскому проспекту и проспекту Андропова. Плюс разворотный тоннель у МКАД. В ходе модернизации Ленинского проспекта мы ставим перед собой задачу обеспечить бессветофорное движение от площади Гагарина до МКАД. Для этого надо построить четыре развязки и тоннель.

Все это делается за счет бюджета города. И хотя суммы, выделяемые сегодня на дорожное строительство, в разы больше тех, что были в прежние годы, на все сразу денег не хватит. Можно ли привлечь инвесторов к строительству дорог?

На мой взгляд, наши инвесторы пока не созрели для того, чтобы принимать участие в строительстве дорог, хотя бы тех, что прилегают к их офисам, предприятиям и т.д. Нет на сегодняшний день и механизмов, которые бы обязывали их к активным действиям в таком общественном деле, как строительство дорог. Беда в том, что мы еще не созрели как полноценное гражданское общество в целом. И все-таки некоторые подвижки в этом вопросе есть. Сейчас начинается реконструкция МКАД, и уже некоторые бизнесмены изъявили желание принять участие в проекте на правах государственно-частного партнерства. Среди них крупнейший выставочный комплекс Крокус-Сити, Ашан, т.е. те, для которых транспортная ситуация на МКАДе напрямую связана с ведением бизнеса. Есть и другие предложения, в основном связанные со строительством платных магистралей. В частности, желающие принять участие в строительстве южного и северного дублеров основной скоростной трассы в обход Одинцово есть.

На протяжении многих лет обсуждается вопрос совместной реализации планов по дорожному строительству между Москвой и областью. Сегодня в свете принятых решений по созданию «Большой Москвы» эта проблема становится все более актуальной. Удалось ли наметить какие-то конкретные совместные действия?

Есть федеральная программа по реконструкции ЦКАД. Долгое время прийти к взаимопониманию московских и местных властей в этом вопросе не удавалось. Сегодня ситуация в корне иная. Нам удалось-таки во многом изменить подходы федеральных властей к проблеме в части сближения интересов Москвы и области. Вот, к примеру, проводим мы реконструкцию Волгоградского проспекта, строим развязку на МКАД, дальше на участке в Жулебино от МКАД до границ области возводим еще две развязки. А еще дальше начинается федеральная трасса Урал. Так вот, есть официальная договоренность, что к тому времени, когда мы завершим свою магистраль, это будет в 2014 году, они подойдут к нашим границам со своей трассой от Коломны до Москвы.

Аналогичная ситуация по Ярославскому шоссе. Когда мы ее завершим, федералы сделают участок расширения своей части магистрали от Тарасовки до Москвы. Есть еще подобные примеры. Собственно, сама жизнь диктует новые решения и подходы к совместной работе в сфере дорожного строительства, тем более что уже 1 июля мы станем единой Московской агломерацией.

Госполитика

2_opt
Думать о молодежи